Элементаризм.

Система строится из элементов, которые взаимодействуют друг с другом и приобретают новое качество как части целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, элементаризм оставляет без внимания интегральность системы, полагая, что каждый элемент является самостоятельным. Связи элементов рассматриваются по типу соединения, а не интеграции в целое. В период становления психологии как отдельной науки предлагалась программа построения структуры сознания с помощью сенсорных "атомов". Это направление (представленное, например, в работах Вундта, Титченера) известно под названием структурализма. В других теориях (ориентированных на элементаризм) вычленялись другие психические атомы - акты, функции, реакции.

Эклектизм.

Другим антиподом системности является эклектизм (от греч. ekiektikos — выбирающий) как соединение разнородных, лишен­ных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений, подмена одних логических оснований другими. Так, приступив к разработке своей теории физиологической психоло­гии, Вундт исходил из того, что первичным материалом сознания служат сенсорные образы, соединяемые посредством ассоциаций. Но затем, видя ограниченность этой схемы, он ввел в качестве “верховного” организатора процессов сознания особую волевую силу — апперцепцию. Несовместимость этих двух способов объяс­нения очевидна.