Определение мышления, виды и функции.

 

Общее определение мышления.

Также как и в отношении восприятия в психологии существует множество определений "мышления", которые даются в рамках различных теорий.

 

Самое общее определение мышления. В отличие от восприятия дать единое обобщающее определение невозможно. Поэтому их будет 2.

 

Первое определение мышления.

Олег Константинович Тихомиров (1933-2001)

Определение дается в рамках определенной философской традиции, в которой разделяются процессы познания на:

Мышление – это процесс познавательной деятельности, продукты которой характеризуются обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Рассмотрим ключевые пункты этого определения.

1. Мышление – определенный процесс, который в самом общем виде характеризуется как познавательная деятельность.

Что это за процесс? Описание этого процесса является проблемой, вокруг которой идут дискуссии.

 

2. В этом определении указана основная специфика продукта мыслительного процесса. Это обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Обобщенность и опосредованность являются ключевыми характеристиками, по которым продукты мыслительного процесса, т.е. мысли, отличаются от образов.

Например, образы ощущений и восприятия.

Что значит обобщенность и опосредованность?

 

Классическим примером обобщенного отражения действительности являются понятия.

С этим термином будем работать много.

Понятие считается высшей формой мыслительного отражения, поэтому дадим определение «понятия» из учебника логики.

Понятиемысль, в которой отражаются отличительные, существенные признаки предметов и явлений действительности.

Понятие характеризуется двумя основными свойствами:

· содержанием

· объемом.

Что такое содержание и объем?

Содержание понятиясовокупность признаков предметов или явлений, отраженных в понятии.

Объем понятия – совокупность уже самих предметов или явлений, которым принадлежат признаки, отраженные в понятии.

Пример. Понятия человека существенно отличаются от образа восприятия человека. В первом случае наше познавательное представление о человеке является абстрактным, обобщенным. А во втором случае представление является конкретным и уникальным. Вот четкие различия между образом и понятием как высшим формой мысли.

Что значит опосредованное отражение?

Опосредованное отражение - такое знание субъекта об окружающем мире, которое не дано непосредственно через его органы чувств.

Пример. Когда ученый устанавливает какой-то закон мироздания, например, закон Фехнера, то очевидно, что этот закон непосредственно не дан человеку в его органах чувств. Философы говорят, что этот закон устанавливается посредством процессов мышления.

Мы об этом законе умозаключаем на основании данных, которые поступают к нам через органы чувств.

Поэтому часто говорят, что благодаря процессам мышления человек имеет возможность познавать сущность окружающего мира, который непосредственно дан человеку только через органы чувств только лишь как явления.

 

Вюрцбургская школа

О реальном существовании такого рода обобщенного и опосредованного отражения действительности у человека свидетельствуют самые первые экспериментальные исследования мышления, которые были проведены в начале 20 века в Вюрцбургской школе.

Основателем этой школы является известный психолог Освальд Кюльпе (1862-1915).

В эту школу входили некоторые известные психологи, такие как Нарцисс Ах, Карл Бюллер, Отто Зельц.

Предметом психологии в этой школе было сознание.

Основным методом был метод самонаблюдения.

В отличие от школы Титченера и Вундта, в которой использовался метод аналитической интроспекции, в этой школе использовался другой метод самонаблюдения, который известен в истории психологии как метод систематической интроспекции. Этот метод можно охарактеризовать в общем виде как обычное естественное для человека самонаблюдение, которое не предполагает разложение целостных состояний сознания на какие-то его составные части.

От испытуемых требуется лишь наблюдать за своими состояниями сознания в процессе решения каких-то задач и при этом давать подробный отчет на обычном естественном для них языке.

В исследованиях Вюрцбургской школы испытуемым предлагали задачи, которые требовали участия в их решении процессов мышления. Именно с Вюрцбургской школы в истории психологии началось экспериментальное исследование процессов мышления.

Пример. Задачи, которые они называли мыслительными.

1. Ответить на вопрос: «На какой реке находится Берлин?»

2. Решить арифметическую задачу: «Сколько будет, если 6 умножить на 15?».

3. Задачи толкования смысла отдельных слов или пословиц. Например, им предлагали какую-то пословицу и спрашивали: «В чем заключается смысл этой пословицы?»

Результаты исследований данного типа задач показали, что испытуемые наблюдали у себя в сознании появления определенных познавательных представлений, которые были отличны от образов.

Эти состояния сознания были обозначены как мысли или сознанности.

 

В качестве примера приведу конкретные результаты исследования Бюллера, демонстрирующие с его точки зрения три основных типа мысли, которые возникали у испытуемых при решении подобного рода задач.

Что это за реальности? Коротко об этих основных типах.

  1. Сознание правила - это понимание общего принципа ответа на поставленный вопрос.

Пример.

Испытуемому задают такой вопрос: «Может ли быть опровергнута какими-нибудь открытиями атомистическая теория в физике?».

Испытуемый отвечает: «Да».

Испытуемый отчитывается:

«Прежде всего, возникло понимание вопроса.

Потом мгновение спустя ожидание решения, в каком смысле следует ответить на данный вопрос.

Потом возникло сознание, не формулируемое, которое в настоящее время я мог бы выразить словами, такими благодаря которым атомистическая теория сделалась вероятной.

В этом решалось знание, каким образом решаются подобные вопросы».

  1. Сознание правила есть некое, не формулируемое знание понимания общего принципа ответа на этот вопрос, который это знание еще не сформулировало.

Некая реальность, про которую психологи говорят: «Вот эту реальность можно обозначить как мысль, которая кардинальным образом отличается от образов восприятия».

 

На основании этих исследований вюрцбургские психологи делают общий вывод: