План внутренней речи.

Как считает Выготский, поскольку внутренняя речь - это речь для себя, и она не используется для передачи мысли другим людям, то ей свойственны специфические характеристики, которые отличают её от внешней речи.

 

1. Внутренняя речь является предикативной.

В ней отсутствует субъект, о котором что-то сообщается в речи.

Почему он отсутствует? Потому что каждый человек знает, о ком или о чем он высказывается в своей внутренней речи.

Пример. Интересная аналогия. Предположим, на трамвайной остановке собралось много людей, которые долго ждут трамвай.

Вдруг кто-то из людей говорит слово «идет», и все присутствующие на остановке понимают, о чем идет речь.

Здесь есть только предикат, а субъект не представлен.

 

2. Внутренняя речь является сокращенной.

Т.е. эта речь состоит не из полностью произносимых слов, а из обрывков слов. По той же самой причине, что они вполне понятны самому говорящему.

Нет нужды высказываться полностью, как мы делаем во внешней речи.

 

2. Внутренняя речь имеет ряд специфических особенностей свойственных её смысловому содержанию.

Остановимся на самой главной из них.

Выготский обозначает её как «преобладание смысла над значением».

Выготский разъясняет эту особенность смыслового содержания внутренней речи, проводя различение вслед за французским психологом Ф.Поланом между понятиями «значение» и «смысл» слова.

 

Что такое «значение»?

У Выготского такого определения нет, но есть указание на отдельные существенные характеристики, опираясь на которые можно дать определение. Таких характеристик можно найти 4, которым Выготский дает значению слов.

 

Указывает на то, что значения слов существует в языке объективно и независимо от субъекта, так что субъект должен их присваивать и овладевать их содержанием.

 

Указывает на то, что значение слова обладает относительно устойчивым и неизменным содержанием.

Заключается в одинаковости содержаний значений слов для всех употребляющих эти слова людей.

Например, значения, представленные в толковых словарях.

 

Таким образом, на основе этих характеристик мы можем за Выготского реконструировать определение значение слова.

Значение слова – это объективное, устойчивое и универсальное содержание слова, существующее только вне контекста фразы.

 

Что такое «смысл слова»?

Понятие «смысла» можно раскрыть через набор характеристик, противоположных «значению слова».

 

Значение слова Смысл слова
Объективность.   Субъективность.
Устойчивость.   Изменчивость.
Универсальность.   Уникальность.
существуют только вне контекста фразы Смысл возникает и существует только в контексте фразы

 

 

Означает, что содержание, обозначаемое словом, зависит от воли и желания человека.

 

Мы все, сталкиваясь с этим феноменом в повседневной жизни, мы говорим, что такой-то человек дает словам иную трактовку. Или придаёт своим словам новое звучание. Или вкладывает свой смысл.

 

 

С учетом этих характеристик можно дать определение смысла слова.

Это - не определение Выготского.

Смысл слова – это субъективное, изменчивое и часто уникальное содержание слова, приобретаемое им только в определенном контексте фразы.

 

В качестве иллюстрации различия понятий «значения» и «смысла» слова, я воспользуюсь примером Выготского, в своей работе разводя эти понятия.

Пример. Приводит заключительные строки из басни Крылова «Стрекоза и муравей»

Вспомните, чем она заканчивается. «Так, поди, же, попляши». Все нам известно значение слова «плясать». Это понятное всем устойчивое содержание.

Мы включаем это слово в контекст этой басни, и оно приобретает уникальное, субъективное и зависящее от всего контекста содержание.

Смысл слова «попляши» становится очень емким и многогранным, чем всем нам знакомое значение слова «плясать».

 

Теперь можно вернуться к главной характеристике.

Преобладание смысла над значением.

После сделанного различения Выготский хочет подчеркнуть, что смысловое содержание внутренней речи в большей степени субъективно и уникально, чем объективно и универсально. Следовательно, оно в большей степени понятно самому человеку, а не другим людям.

 

 

2. План мысли.

Мысль существует в чистом виде, без какой либо связи с внутренней и, тем более, с внешней речью.

О существовании этого плана свидетельствуют те факты, которые говорят, человеку не всегда удаётся найти слова, чтобы выразить ту или иную мысль. Мысль есть, а слова для выражения этой мысли у человека не находятся.

 

1. План потребностно-волевой сферы.

Любая мысль, которой затем предстоит воплотиться в речь, возникает у человека в тесной связи или намерениями разрешить какую-то стоящую перед ним задачу. Мысль всегда возникает для чего-то и в связи с чем-то.

Например, в связи с тем, что человек сталкивается с какой-то задачей и пытается её решить.

 

У Выготского есть фраза, что «Мысль рождается из аффекта». Трудно спорить, но Выготский спешил, это была его последняя книга.

 

С точки зрения Выготского, процесс воплощения мысли в слово представляет собой процесс перехода мысли из одного плана в другой, от мысли зародившейся и в большей степени понятной лишь самому субъекту, пройдя через ряд промежуточных планов к мысли, озвученной во внешней речи и, следовательно, понятной всем слушателям, которые слышат эту речь.

 

Несмотря на то что это теоретическое описание процесса превращения мысли в слово не получило у Выготского эмпирического продолжения. Но оно имеет ценность, Выготский отчетливо показал, что в слове существует две реальности, которые обозначаются как «значение» и «смысл» слова. Несмотря на то, что эмпирических исследований проведено не было, но обращение внимания на эти две реальности - большая заслуга Выготского.