Представление о строении и развитии личности в психологии сознания.

Уильям Джеймс (теория разработана более 100 лет назад, но до сих пор актуальна).

Свои представления о личности Джеймс строит отталкиваясь от четырех, описанных им свойств сознания

Каждое состояние сознания – есть часть личного сознания.

Джеймс подчеркивает, что все состояния сознания, данные в его самонаблюдении, сознаются им как принадлежащие ему самому (принадлежащие его Я).

Что собой представляет «я», которому принадлежат сознаваемые им самим его собственные состояния сознания?

«Я» человека в самонаблюдении предстает перед ним двояким образом:

1. «Я» - сознается как субъект сознания, которое обладает способностью к акту сознавания.

Это «я» - «просто я» или «чистое я». В философии – «дух» или «душа» или «трансцендентное я».

2. «Я» сознается человеком как объект сознания, который является результатом его собственного акта сознания. Это – другое я. Оно дано непосредственно в результате акта сознавания «чистому я» человека.

Это другое «я», рассматриваемое как объект сознания, Джеймс предлагает обозначать термином «эмпирическое я».

В целом феномен «я» человека, представленный таким двояким образом, обозначается Джеймсом как личность.

Личностью как предметом научного психологического исследования может быть только «эмпирическое я». Потому что научно мы можем изучать только те объекты, которые даны нам в самонаблюдении. А «чистое я» - условие для наблюдения «эмпирического я».

«Чистое я» - предмет обсуждения в философии и в религии.

Личность – это то, что человек может назвать своим.

Это определение нуждается в дополнительных рассуждениях по 2 пунктам:

1. Что собой представляет это то, что человек может назвать своим?

К этому то, относится широкий и разнородный круг как материальных, так и идеальных реальностей, которые он называет компонентами.

Пример. Компонентами могут быть

· тело человека,

· его дом,

· его репутация,

· его моральные ценности,

· его представления о себе,

· мысли и чувства.

 

2. Какой смысл вкладывает Джеймс в высказывание о том, что человек некий компонент может назвать своим?

Человек может назвать своим только такой компонент, который является высоко значимым для него в такой степени, что составляет неотъемлемую часть своего собственного «я». Т.е. тело - значимо для него и входит в состав его личности.

 

3. Как определить набор значимых компонентов?

Джеймс считает, что это может сделать, опираясь на 2 критерия:

· Указания на тесную связь значимых компонентов, которые являются неотъемлемой частью его я с его же собственной самооценкой.

Пример. Чувство довольства или недовольства собой.

Определенный вес – значимая характеристика. Любое отклонение от желаемого уровня приводит к недовольству собой

Пример. Репутация. Любые изменения сказываются на самооценке человека.

· Те компоненты, которые человек может назвать своими, являются предметом его повышенных забот и внимания.

Пример. Вес и репутация – предмет повышенных забот и внимания.

Надежность выводов становится высокой при этих 2 критериях.

Джеймс разделяет все компоненты, которые можно назвать своими, на 3 класса.

Он выделяет в личности 3 основные части, которые характеризуют ее строение.

Он обозначает их следующими терминами:

  1. Материальное «Я».

Включает в себя материальные компоненты, которые человек может назвать своими.

Примеры наиболее часто встречающиеся.

    • Тело человека. Отдельные категории спортсменов, артисты балета.
    • Одежда.
    • Семья.
    • Дом. Любая критика дома воспринимается человеком очень болезненно.
    • Продукты личного труда человека: построенный собственными руками дом, написанная книга.
  1. Социальное «Я».

То, чем признают данного человека окружающие его люди, мнением которых он дорожит.

Все те особенности личности человека, правила и нормы, которые сформировались у него под влиянием социального окружения. (родители, друзья, учителя, значимые люди). Все эти компоненты человек признает своими, потому что ему дорого мнение о себе других людей, которые считают их ценными качествами человека.

Потребность в признании (Маслоу), потребность в самоуважении к самому себе – потребности, позволяющие формировать личность (потребность в положительном отношении к самому себе со стороны других людей это то, на что можно опираться, чтобы сформировать определенные условные ценности)

Будучи сформированными, эти качества становятся ценными для самого человека, и признаваться своими, хотя они имеют внешнее происхождение.

У человека может быть несколько социальных «Я». Множественность социального "Я" – их столько, сколько существует людей, мнением которых человек дорожит.

  1. Духовное «Я».

Все значимые для человек состояния сознания, включающие в себя все его мысли, чувства, образы желания, нравственные ценности.

Важна оговорка: в возникновение этих образований принимает участие только сам человек. Это продукт его чистого «Я» (собственная внутренняя активность)

Пример. Продукты творчества, которые рождаются благодаря внутренней активности человека. Новые инженерные решения. Произведения искусства.

Теория личности Джеймса была порождена им в результате внутренней активности чистого «Я».