Структуралистская теория восприятия.

Рассмотрение теорий мы начнет с исторически наиболее ранней теории, которую предложил еще Титчнер. Он предложил структуралистскую теорию восприятия.

Основную суть данной теории можно сформулировать в виде компактного тезиса:

образ восприятия является результатом процесса суммации отдельных элементов.

Понятно, что если мы хотим разобраться в этой теории, мы должны понять два момента: что такое элементы и что такое процесс суммации.

 

В самом общем виде элементы это то, что не разложимо на составные части.

Титчнер выделяет два вида элементов:

 

Процесс суммации элементов -это процесс соединения элементов в образы, который целиком и полностью обусловлен законами работы нервной системы.

 

Пример: В психологии восприятия есть область исследований, которая посвящена восприятию цвета. В этом разделе существую три очень известные теории, во всех них используются структуралистские объяснения. Я покажу это на материале одной из теорий: трех компонентная теория восприятия цвета. Она имеет двух авторов: Т.Юнг (физиолог) и Герман Гельмгольц. Данная теория называется по имени этих авторов: трехкомпонентная теория цвета Юнга-Гемгольца. В этой теории как раз указывается на существование трех конкретных базовых элементов, а именно ощущение синего, зеленого и красного цветов, с помощью которых можно объяснить возникновение более сложных ощущений любого другого цвета.

Например, с помощью определенных законов суммации можно объяснить возникновение других цветов.

  1. Свойство: структуралистское объяснение сохраняет свою актуальность в отношении такого свойства образа восприятия как сенсорное качество.

 

  1. проксимальным стимулом является множество отдельных физических воздействий, которые вызывают эти ощущения.

 

  1. процесс восприятия состоит из двух стадий:
    • первая стадия заключается в возникновении ощущений и образов памяти;
    • на второй стадии происходит суммация ощущений и образов памяти обусловленная законами нервной системы.