Теория перцептивного цикла

Автором этой теории является очень известный американский психолог Найссер.

Теорию Найссера в целом можно рассматривать как дополняющую теорию Гибсона.

Для того, чтобы показать тот основной аспект, в котором эти две теории дополняют друг друга, я воспользуюсь уже известной нам схемой, в которой отражается логика построения теории Гибсона.

 

Гибсон рассуждает: здесь окружающий мир, который отражает свет.

Этот свет представлен в виде уже знакомого объемлющего оптического строя, который содержит инвариантные структуры светового потока. Данные инвариантные структуры задают информацию об окружающем мире.

Гибсон говорит: «Раз мы что-то воспринимаем, значит, обо всем этом есть информация в окружающем мире…»

Найссер говорит: «Я пристраиваю свою теорию к теории Гибсона».

С чем соглашается Найссер?

Он говорит: «С представлениями Гибсона о проксимальном стимуле я спорить не буду. Меня устраивает его аргументация. Я с ним полностью согласен».

А что Найссера не устраивает?

Это очень скудное описание процесса восприятия. Гибсон говорит: «Да. Это процесс извлечения информации».

Но не очень понятно, что это за процесс, и главный упрек Найссера состоит в том, что Гибсон явно недооценивает роль субъекта в процессе восприятия и не показывает эту роль.

 

Найссер напротив полагает, что субъект активно участвует в процессе восприятия.

Участие субъекта состоит в том, что он активно исследует свое окружение с целью отбора той информации, которая необходима ему для решения определенных задач.

Вот магистральная линия! Вот этот пункт у Гибсона не раскрыт.

 

В качестве иллюстрации активного участия субъектов в процессе восприятия я приведу результаты исследования, которое было проведено отечественным психологом А.Л.Ярбусом. Этот эксперимент нам продемонстрирует, что

процесс восприятия - это процесс исследования объектов. и, вычерпывания, или извлечения той информации, которая необходима субъекту.

 

В одном из этих исследований испытуемым в качестве стимульного материала предъявлялась репродукция с картины Репина «Не ждали». А в английском варианте название картины звучит как «Нежданный гость».

Предъявляли эту картинку и испытуемым давались различные инструкции для ее рассматривания. Приведу примеры инструкций:

 

В период рассматривания репродукции у испытуемых регистрировались движения глаз.

 

На глаза помещалась «присоска». Отжималась эта пипетка, и этот прибор прочно стоял на глазу у человека. А чтобы не было больно, в глаз закапывали три капли раствора дикаина. Глаз терял чувствительность, и можно было спокойно поставить этот прибор. А дальше с датчика можно было различным путем снимать информацию: или оптическим путем с помощью зеркал или электрическим путем. После установки «присоски» можно было регистрировать движения глаз с точностью до 6 угловых минут

Так вот результаты исследования Ярбуса проводимых с помощью этих страшных штук.

При рассматривании данной картины у испытуемых отмечались многочисленные движения глаз, которые свидетельствовали о перемещении их взоров с одного участка картины на другой. Это можно было зарегистрировать и показать, куда он смотрит, рассматривая картину. Оказалось, что характер перемещений существенно зависел от содержания задачи, которая ставилась перед испытуемым с помощью той или иной инструкции.

 

Этот пример иллюстрирует точку зрения Найссера на процесс восприятия: субъект не пассивно воспринимает, а активным образом обследует окружение, чтобы собрать в этом окружении ту информацию, которая ему необходима.

 

Из такого понимания процесса восприятия, как изначально направленного на отбор нужной субъекту информации следует одна интересная проблема.

Она достаточно очевидна: для того, чтобы субъект смог из объемлющего оптического строя отобрать нужную для него информацию, он должен до этого отбора заранее знать, о том какая информация ему нужна.

А иначе как он отберет нужную ему информацию?

 

Брунер решает эту проблему, указывая на участие в процессе восприятия категорий, находящихся в разной степени готовности. Они обеспечивают настройку восприятия на отбор той информации, которая ему нужна.

Найссер решает проблему иначе. Найссер предполагает, что в процессе восприятия со стороны субъекта участвуют особые структуры, которые он называет предвосхищающие схемы.

И вот эти схемы и содержат знания о том, что должно быть воспринято, но не конкретно, а в самом общем виде. Подобно Брунеровским категориям, схемы также настраивают процесс восприятия на отбор определенных видов информации.

 

Человек рождается с врожденными схемами, но в большей массе эти схемы являются приобретенными.

 

Развивая свои представления об участии схем в восприятии, Найссер делает важное добавление, состоящее в том, что содержание схем в процессе восприятия не остается постоянным и неизменным.

Напротив, это содержание все время изменяется по мере того, как субъект воспринимает очередную порцию отобранной им информации.

Эти изменения могут касаться конкретизации содержания схемы.

Изменение может состоять в том, что в схему включаются какие-то новые знания, заменяться какими-то новыми другими схемами.

 

Таким образом, с точки зрения Найссера, процесс восприятия получается циклическим и отсюда эта теория называется теорией перцептивного цикла.

 

 

Можно пририсовать два блока:

 

В процессе восприятия схема направляет исследовательскую активность на обследование интересующих субъекта предметов.

В процессе исследовательской активности происходит отбор информации.

Отобранная информация модифицирует исходную систему.

Схема – это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему; она модифицируется в опытах, и, тем или иным образом, специфична в отношении того, что воспринимается.

 

В процессе восприятия схема выполняет две функции:

 

Запишем ответы на традиционные вопросы. Итак ответы:

 

  1. объяснении свойства установки.

 

  1. субъектными детерминантами процесса восприятия являются схемы.

 

 

  1. Процесс восприятия - это циклический процесс отбора информации, который направляется схемами.

 

Теперь сделаем общий обзор по субъектно-ориентированным теориям восприятия в виде таблицы.

 

  Теория бессознательных умозаключений (Г.Гельмгольца)   Теория категоризации (Д.Брунера) Теория перцептивного цикла (У.Найссера)
  В отношении каких свойств образов восприятия предлагаемое данной теорией объяснение сохраняет свою актуальность   Свойство конфигурации   Свойство константности   Свойство предметности (в аспекте соотнесенности образов восприятии предметов со знаниями о существовании предметов и их объективных свойствах)     Свойство предметности   (в аспекте соотнесенности образов восприятия предметов со знаниями о значении этих предметов)     Свойство установки     Феномен установки
  Основные детерминанты   Образы представления   Категории     Схемы  
  Процесс восприятия   По аналогии с умозаключением (три вида образов, на которых строиться это объяснение:
  • первичный образ
  • образ представления
  • образ восприятия
  Процесс категоризации
  • Центральные понятия: Категории
  • Четыре стадии категоризации
  • Перцептивная готовность
 
  Циклический процесс отбора информации. Центральные понятия:
  • Схема
  • Основные функции схем
(отбор информации и направление исследовательской деятельности на поиск нужной информации)