Тема № 5. Вовлеченность в деструктивные культы как специфическая форма аддикции.

Религиозная зависимость, в принципе, как и любая другая зависимость, становится одним из способов бегства от тревоги, ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы. При формировании психологической зависимости от религиозной организации у человека происходит подавление способности к критическому мышлению, возникает потребность разрыва с критически настроенными людьми, ограничения круга общения только членами данной секты. У человека с религиозной зависимостью полностью отсутствует свободное время и личная жизнь вне общины. Указанные проявления зачастую сопровождаются уходами из родительского дома, полным погружением в деятельность религиозной организации, во многих случаях наблюдается физическое и психическое истощение, повышенная утомляемость. Можно отметить также, что лица зависимые от религиозной секты избегают каких-либо разубеждений с подозрительностью и общей тенденцией к искажению фактов путем их неверного истолкования, охвачены «законспирированными» событиями, происходящими в мире. [*]Отличительная особенность религиозной зависимости в том, что у человека, зависимого от религиозной секты, есть устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя или «старца», который и должен установить особенности взаимоотношений с Богом: что читать, что есть, сколько спать и т.д. Довольно часто религиозная зависимость скрывается за вполне притягательными для определенного типа людей формулировками: «отсечь свою волю», «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». [*]

Разрушительный характер религиозной аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с какими-либо неодушевленными явлениями или лишь с членами данной религиозной организации. Эмоциональные отношения с людьми, не состоящими в данной секте, теряют свою значимость, становятся поверхностными. Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с членами данной религиозной организации и даже с определенными видами деятельности в этой организации всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, «но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности» [*]. Таким образом, возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивным агентом (которым в данном случае выступает религиозная секта), но не в общении. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции как идентификация, эмпатия, рефлексия.

Религиозный аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический. Таким образом, стремление уйти от проблем и иллюзия комфорта обрекают религиозного аддикта (как, впрочем, и человека с любой другой зависимостью) на личностный застой, несостоятельность или полный крах.

В подтверждение нашей точки зрения мы считаем уместным привести цитату Короленко Ц.П. и Дмитриевой Т.В., которые считают, что «аддикция к секте представляет большую опасность, чем пищевая или даже гемблинг, поскольку чаще вызывает различного рода психические нарушения у религиозных аддиктов». [*]