Психологические особенности лиц, вовлеченных в деструктивные культы.

Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать новых членов, и личной уязвимости потенциального новичка. Относительно второго фактора необходимо отметить следующее: психика любого человека, если он недостаточно владеет ее механизмами и закономерностями, плохо понимает, не осознает достаточно отчетливо, что именно с ним происходит в конкретной жизненной ситуации, чрезвычайно уязвима для различных методов психологического насилия и психологической эксплуатации. И, таким образом, в современном обществе, требующем от человека самостоятельности и самодеятельности, огромные массы людей оказываются один на один с мошенниками и насильниками в психологической сфере.

Ранее было принято считать, что культы привлекают в свои ряды исключительно психологически уязвимых или психически больных людей, однако исследования культовой деятельности [*] позволяют говорить о том, что членами культа, как правило, становятся либо здоровые, нормально развитые люди в период выраженной, но преходящей уязвимости, например, после развода, смерти любимого человека или во время критического жизненного периода, к примеру, в подростковом возрасте, либо те, у кого ранее, возможно, были психические расстройства, которые могли оказать влияние на участие в секте.

Таким образом, вербовщики культа чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей. Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

Однако существует еще и целый ряд причин, которые заставляют вполне здорового и адекватного человека вступать в различного рода религиозные организации. Истоки этих причин коренятся в социальной ситуации существования человека[*]:

- Агрессия масс-медиа и множество? слабо контролируемых контактов.

- Дезориентированность людей в? условиях «футурошока (нарастающий обвал мироподдерживающих проблем — экологическая, демографическая, сексуальная, социотропная революция в условиях информационного взрыва)». [*]

- Атавизмы холодной войны, которые? проявляются в различных формах политического противостояния и идеологической агрессии.

- Психологическая неграмотность? населения как предпосылка безусловной податливости профессиональному суггестивному давлению заинтересованных лиц.

- Невозможность скрытия? профессиональных зомбирующих секретов от нечистоплотных дельцов (за деньги всякий желающий получает сведения о современных эффективных психотехнологиях).

- Экономическая заинтересованность как? основной мотив любых организаторов сектообразующей деятельности.

- Массированное финансирование? секгоорганизующих мероприятий заинтересованными кампаниями.

- Отсутствие реально действующих? общесоциальных институтов психогигиены и психопрофилактики.

Но, том не менее, часто этих причин недостаточно.

На основе многих исследований, можно выделить так называемую группу риска, то есть группу людей, склонных к тому, чтобы попасть в зависимость от какой-либо религиозной секты. Это личности со следующими особенностями [*]:

- истероиды;

- психастеники;

- лица с паранойяльной настроенностью;

- зависимый тип личности;

- из семей с гиперопекой;

- из неполных семей;

- лица из асоциальных семей;

- лица с ограниченными физическими возможностями;

- лица, пережившие тяжелые психотравмы;

- лица с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинация наяву);

- лица, склонные к конфабуляциям (разновидность ложных воспоминаний, «галлюцинации воспоминания»);

- дети, внуки и родственники сектантов.

Следует обратить внимание также на то, что для современного сектантства характерен усиленный интерес к молодому поколению, поскольку руководители подобных организаций прекрасно понимают, что молодежь, у которой не сформировались в полной мере мировоззренческие принципы, система убеждений, легче «обработать», подчинить своему влиянию.

В целом же, чем младше человек, тем более он подвержен различным влияниям, так как воспринимает окружение как обучающую среду. Период раннего полового созревания характеризуется активной ориентацией на адаптацию к общению в малой группе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему моделям поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые «проективно разыскиваются вовне» [*].

Второй возраст повышенной чувствительности — юношество, 17-19 лет, когда возникает жажда самоутверждения в обществе, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые изначально сильнее и образованнее самого человека. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивиду представляется как формальный, банальный, пыльный (то есть отживший), скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный.
Согласно статистическим исследованиям [*], большая часть взрослых, вступающих в секту, являются женщинами, в то время как подавляющее большинство лидеров подобных сект — мужчины. Таким образом, можно предположить, что главной причиной, приводящей людей в сектантские объединения, оказывается семейная неустроенность.

В соответствии с исследованием, проведенным Васютинским В.А. и Лещинской О. А. [*] в 2006 году, в Украине группу риска составляют молодежь (в том числе студенты), женщины-домохозяйки и представители других (кроме украинцев и русских) национальностей, проживающие в данный момент на территории Украины. Самое негативное отношение к так называемым нетрадиционным религиям проявилось среди представителей старшего возраста и пенсионеров, а также материально необеспеченных слоев населения

Кроме того, Васютинский В.А. и Лещинская О.А. [*] выделяют определенные психологические установки, которые обуславливают потенциальную принадлежность личности к так называемой группе риска.

1) Агрессивные личности – это личности с чрезмерной конфликтностью, у которых относительно большая склонность отрицать наличие психологических проблем и меньшая готовность принимать религиозное мировоззрение.

2) Авторитарные личности – это личности, у которых завышенные запросы в сфере властных отношений. Они признают существование психологических проблем в общении с окружающими, а также проявляют склонность к самоутверждению.

3) Депривированные личности – это личности, испытавшие недоверие и лишения в детстве, либо претерпевают их и сейчас. Они склонны признавать наличие психологических проблем и попадать под влияние авторитетной личности, которой, по их мнению, можно доверять и которой можно подчиняться. Такие люди менее всех настроены на поиск внутреннего спокойствия в религиозной сфере, а также в меньшей степени возражают против использования в сектантских ритуалах действий сексуального характера.

4) Инфантильные личности – это социально и психологически незрелые личности. Они в меньшей степени способны на выражение собственной позиции.

5) Тревожные личности – это личности с повышенной склонностью к переживаниям и волнениям. Такие люди обеспокоены своими психологическими проблемами, они любят подчиняться авторитетным личностям.

У человека со сформировавшейся зависимостью от религиозной организации в первую очередь происходит изменение всех четырех формальных признаков сознания по Ясперсу [. У него нарушаются:

- чувство деятельности - осознание себя в качестве активного субъекта;

- осознание србственного единства: "В каждый данный момент я сознанию, что я един";

- осознание собственной идентичности: "Я остаюсь тем, кем был всегда";

- осознание того, что "Я" отлично от остального мира, от всего, что не является "Я".

По данным исследования Жуковского В.И. и Мороза В.В. у людей, зависимых от религиозной секты, возникают следующие изменения в психическом состоянии и поведении: полная убежденность в правоте учения религиозного культа; враждебное отношение к родителям (отчуждение от родителей); отказ от учебы, работы, чтения газет, журналов, художественной литературы, от просмотра кино и телепередач; ограничение сна до 3-5 часов в сутки. У религиозных аддиктов нарастает «интроспекция», замкнутость, теряются друзья, угасает интерес к противоположному полу, появляется анимия, эмоциональная холодность, бесстрастный тон голоса, безразличное отношение к внешности. Псевдорелигиозные бредовые идеи полностью овладевают сознанием и поведением сектанта, определяют все его поступки и действия, а также сопровождаются семейной и социальной дезадаптацией.

В целом все многообразие психических феноменов, возникающих в результате пребывания человека под так называемым культовым контролем сознания, группируют в следующие восемь блоков[*]:

1. Блок изменений сознания и самосознания (нарушение самосознания и идентичности личности).

2. Блок аффективных феноменов-расстройств (психопатологические эмоциональные состояния в рамках посттравматического стрессового расстройства: депрессия, панические атаки, навязчивые воспоминания и сны и т.д.).

3. Блок инверсии двигательно-волевой сферы (снижение волевой активночти, способности контролировать свою деятельность, утрата спонтанности и естественности).

4. Блок патологической зависимости (формирование психологической зависимости от религиозной группы, утрата способности быть ответственным за что-либо и автономным в принятии решений).

5. Блок регресса личности (остановка интеллектуального, когнитивного, эмоционального, нравственного развития, сопровождающаяся развитием психического инфантилизма).

6. Блок перцептивных феноменов (иллюзии, галлюцинации, нарушение схемы тела, восприятия времени).

7. Блок мыслительных аномалий (утрата критичности, склонность к образованию сверхценных и бредовых идей).

8. Блок коммуникативных девиаций (замкнутость, отчужденность, аутизация, неспособность устанавливать доверительные отношения, утрата эмпатичности и навыков социального общения).

В заключение хочется отметить, что независимо от того, были ли у человека, вступающего в секту, какие-либо психические отклонения или расстройства, у лиц, покидающих секту, в значительной степени увеличивается распространённость дистресса и различных других психопатологических симптомов.