Понятие среды в психологии развития

 

Изменчивость, индивидуальную вариативность поведения обычно связывают с фактором среды. В развитии человека это изменяющийся ряд стимулов, сопровождающих его от рождения до смерти. Среда охватывает несколько различных структур.

Во‑первых, говорят о природной среде, включающей климат, растительность, географические условия. Природная среда влияет на развитие человека как организма, а опосредствованно – и на его психические особенности (дети охотников играют не в те игры, что дети шахтеров). В развитии психики отчетливо прослеживается географический детерминизм (связь географии – температуры, рельефа, пейзажа – и особенностей характера) [8,9].

Во‑вторых, используют понятие «социальная среда» – это семейное и общественное окружение. Выделяют большой и малый социумы. Опыт, приобретенный в малом социуме, определяет особенности поведения в большом. На разных этапах развития жизненная среда изменяет свою значимость: в младенчестве важна природная среда и малый социум, затем (с подросткового возраста) начинает доминировать влияние большого социума, в пожилом возрасте вновь становится важным семейное окружение.

В‑третьих, выделяют культурную среду, которая содержит систему ценностей (указаний на то, как нужно и как воспрещается себя вести), представленную значениями, закрепленными в социальных предметах и знаках. Составляющей культурной среды является предметный мир, представленный в вещах, которые осваиваются в ходе развития предметной деятельности, когда раскрываются общественно закрепленные функции, для выполнения которых и был создан предмет. Человек по‑разному взаимодействует с вещами. Вещи опосредствуют деятельность, направленную на выживание и развитие человека (орудия). Но в силу субъектности человеческой личности вещи иногда начинают отвечать его внутренним потребностям, наделяться антропоморфными характеристиками или становиться социальными заместителями. Так, игрушка томагоччи может заменять собой младшего брата или сестру, собаку, а автомобиль – подругу, друга и так далее. Вещи служат установлению власти над миром и определению границ жизненного пространства человека. Вещь может становиться фетишем, обретать сверхзначимость в случае чрезмерно аффективного отношения к ней, получать символическое значение (талисман). Поэтому мир вещей отражает мир человеческого духа – потребности, образ мышления и жизни.

Помимо вещей, культура представлена в системах знаков. Знак – это любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи информации. Если знак приобретает аффективно заряженное содержание, которое выходит за его границы, он становится символом (пиктограмма, надписи, подобные вывеске «нет выхода»). Система знаков складывается в язык, служащий средством человеческого мышления, самовыражения и общения. Один из постулатов психолингвистики заключается в том, что возможности языка определяют границы (возможности) человеческого мышления.

Итак, рассмотрение основных понятий психологии развития с точки зрения синергетики убедительно показывает, что человеческая индивидуальность как сложная саморегулируемая система – не только продукт, но и творец собственного развития. Множество ненормативных кризисов ослабляет привычный вывод о фатальном значении раннего детства для человека и делает развитие человека практически неограниченным, а его изучение – неисчерпаемым. Все эти факты становятся очевидными благодаря осознанию того факта, что человеческая психика, будучи живой системой, обладает качествами сложности, темпоральности и множественности.