Соотношение категорий личности, потребностей и самосознания

 

В отечественной психологии проблема онтогенеза личности имела ключевое значение для определения наиболее существенных положений, касающихся соотношения биологического и социального, деятельности и сознания, индивидного и духовного. Само толкование многозначного термина «личность» нацеливало на определение педагогических и юридических акцентов в понимании того, кто может считаться личностью и обязательно ли принадлежность к биологическому виду Homo сопровождается появлением этого качества. Для психологии развития особенно важным представляется вопрос о том, что может рассматриваться как первое проявление или «единица» личностного становления. Чтобы приблизиться к пониманию генезиса личности, рассмотрим кратко содержательно близкие важнейшие понятия [2, 7, 13].

Прежде всего определим индивида как физического носителя психологических характеристик человека. Индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по происхождению. Индивид существует с самого рождения; морфофункциональные качества могут изменяться (например, обновляется клеточное строение тела человека), а такие индивидные психологические качества, как темперамент, задатки способностей, асимметрия полушарий головного мозга, практически не изменяются на протяжении жизни, обеспечивая устойчивость индивидуальности [10, 13].

Личность (согласно определению А.Н. Леонтьева) – это системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно‑исторического развития [8]. Личность обладает свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности. Активность предполагает, что человек способен действовать не только реактивно, но и спонтанно, произвольно управляя своей деятельностью. Субъектность означает, что человек – это автор собственной жизни, что он контролирует ее и отвечает за свои выборы [20]. Пристрастность – это способность иметь предпочтения, неравнодушие к действительности (что подтверждается, среди прочего, существованием в семантическом пространстве каждого человека фактора «оценка», позволяющего каждое явление бессознательно оценивать как «хорошее» или «плохое»). Осознанность – это способность человека отражать в обобщенной форме свое бытие в мире, включая самого себя[31].

Индивидное и личностное включается в индивидуальность. Индивидуальность,как ее понимал B.C. Мерлин, это саморазвивающаяся автономная биосоциальная система, форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений [10].Индивидуальность в этом определении объединяет биологическое, социальное и культурное. В онтогенезе индивидуальность развивается в направлении обогащения предметно‑содержательными и духовно‑мировоззренческими качествами, обеспечивающими изменчивость и адаптацию (тогда как индивидные сохраняют свое постоянство), и усиления интеграции всех составляющих.

Личность может быть описана по‑разному: через перечисление устойчивых способов поведения (черт), через отнесение к психологическому типу, но в первую очередь – через взаимодействие существующих у нее потребностей [1,2, 12]. А.Н. Леонтьев определял структуру личности как иерархию потребностей. Потребности (по А.Н. Леонтьеву, нужда в чем‑либо) – это источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности. Потребности могут быть неосознанными; они открываются человеку в эмоциях (субъективных способах отражения мира). Потребности и эмоции (чувства, настроение) – это основа энергетического взаимодействия с миром (в отличие от познавательных процессов, осуществляющих информационное взаимодействие). Потребности и эмоции проявляются в интенсивности и продуктивности человеческой деятельности, а также в тех переживаниях, которыми она сопровождается. Развитие потребностей заключается в увеличении временной протяженности их действия, в приобретении ими осознанности и социального характера, в переходе от базовых, низших, к высшим, культурным, социальным и экзистенциальным (в частности, в смысле жизни и самоактуализации).

Взрослея, человек приобретает самосознание (Я‑концепцию) – систему установок на самого себя, включающую эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие. Благодаря самосознанию человек может выделить себя из среды и сделать объектом рассмотрения собственные поступки и психологические качества (по В.В. Столину, «самовыделение, принятие себя в расчет») [18, с. 79][32]. Развитие самосознания заключается в изменении уровня выделения себя из среды (как организма, индивида, личности) и расширении границ контроля над своей активностью (от овладения физиологическими реакциями в раннем возрасте до контроля над непрерывности) сознания в йогических практиках), в приобретении способности себя принимать, дифференцированно и адекватно оценивать свои особенности (включая недостатки и агрессию).

Критериями развития личности (или личностного роста, как это чаще называют применительно к взрослым людям), являются усиление субъектности как способности быть автором своей жизни, целостности и интегрированности, повышение продуктивности, развитие духовных качеств и способностей. Для зрелой личности характерно наличие широкой идентичности – чувства общности и понимания различных людей и ситуаций, основанное на преодолении собственной эгоцентрической позиции.

На протяжении детства показателями развития личности обычно служат характеристики социализации и рефлексии; применительно к зрелости говорят о способности к самоактуализации (термин введен А. Маслоу). В отчественной психологии развитие личности связывают также со способностью принимать личную ответственность за свои поступки (Е.В. Субботский) и выделяться, «обособляться» из окружающей среды, сохраняя и усиливая тем самым свою автономность (B.C. Мухина) [11, 19]. Поскольку проблема развития личности не может быть рассмотрена достаточно глубоко в рамках одной главы, остановимся на наименее противоречивых позициях, отдавая преимущество отечественным теориям.