Основные стадии развития личности в онтогенезе

 

Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выделения себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия ответственности за свою активность и, вследствие всего этого, приобретения автономии. Имея биосоциальную природу, личность возникает благодаря общению, однако не оказывается полностью растворенной в социуме, если умеет ему противостоять и сохранять собственную индивидуальность – т. е. для понимания личности важно устанавливать границы между собой и не‑собой. В концепции B.C. Мухиной развитие самосознания начинается с идентификации, а завершается обособлением, причем идентификация и обособление относятся как к собственному телу, так и предметам окружающего мира или значимым людям. Как же осуществляются в онтогенезе процессы приобретения всех этих качеств, которые можно обобщить понятием личностная свобода?

Совсем немногие подходы к изучению развития личности в онтогенезе обладают высоким уровнем обобщения. Наиболее авторитетным из них, безусловно, является теория развития идентичности, предлагаемая известным германо‑американским психологом психоаналитического направления Э. Эриксоном [22]. Он в явном виде сформулировал содержание каждой из выделенных им восьми стадий как конфликт между противоположными тенденциями личности (табл. 5, с. 178).

Согласно Эриксону, если конфликт разрешается благополучно, это приводит к обогащению личности новым качеством, в противном же случае кризис принимает острые формы либо конфликт переносится и сохраняется на более высокой стадии, невротизируя и дезадаптируя личность. Хотя теория Эриксона критиковалась за отсутствие явно сформулированного указания на то, как меняется качество новообразования каждой стадии (например, у взрослого человека могут сочетаться чувство доверия, обретенное им во младенчестве и инициативность, появившаяся в дошкольном возрасте), она все же охватывает основные типичные кризисы и новообразования личности (рассматриваемой с точки зрения ее идентичности).

 

Таблица 5

Стадии развития идентичности (по Э. Эриксону)

 

 

Отечественная периодизация развития человека (до юности), разработанная Д.Б. Элькониным, основана на изменении содержания ведущей деятельности [21]. Напомним, это – непосредственно‑эмоциональное общение с матерью у младенца, манипулирование предметами в раннем возрасте, ролевая игра у дошкольника, учебная деятельность у школьника, интимно‑личностное общение со сверстниками у подростка и, наконец, учебно‑профессиональная деятельность в раннеюношеском возрасте. Переход на более высокие стадии развития становится реальным, если технические возможности ребенка уже переросли мотивы деятельности: так, выражая свою радость матери при помощи движений рук и гуления, младенец подготавливается к овладению предметной деятельностью и учится вокализировать. В общем виде данная периодизация соответствует реально наблюдаемым этапам развития, однако в этом случае речь идет в основном об общем психическом развитии ребенка, развитие же личности связывают с тем моментом, когда ребенок в состоянии соподчинить различные мотивы и выбрать из них наиболее значимый (поскольку длительный период поведение ребенка характеризуется ситуативностью и импульсивностью, проблема выбора мотивов встает лишь в дошкольном возрасте).

Попытка интегрировать внешнее и внутреннее, субъектное и деятельностное (в том числе и во взаимодействии с другими людьми) предпринята отечественным психологом В.И. Слободчиковым, который выделяет на каждой стадии развития личности «событийную» общность (партнера по общению), внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду сначала входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а затем, индивидуализируясь, выходить из них и самому творить новые формы, т. е. становиться «самобытным» [16].

Смена формы и содержания общности, по мнению В.И. Слободчикова, сопровождается сменой партнера (причем это может быть тот же самый человек, но в новой жизненной позиции). Он выделил пять ступеней развития человека как субъекта собственного поведения и психики (табл. 6).

 

Таблица 6

Ступени развития субъектности (по В.И. Слободчикову) [16]

 

 

На первой ступени (оживление) родившийся ребенок вместе с родным взрослым начинает строить общение, вначале не опосредствованное культурными орудиями, предметами и знаками. Главным событием этой ступени развития субъекта является освоение собственной телесной индивидуальности; основное приобретение данной ступени – синтез человеческого тела и его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.

На второй ступени (одушевление) ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно‑опосредствованные формы общения. Прямохождение и речь становятся способами первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления, потому что именно здесь ребенок впервые открывает для – себя свою собственную самость («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.

На третьей ступени (персонализация) партнером растущего человека становится общественный взрослый, персонифицированный в таких социальных ролях, как учитель, мастер, наставник и другие, с которыми подростки осваивают правила деятельности во всех сферах социально‑культурного бытия. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы идентичности внутри совместного бытия с другими людьми.

На четвертой ступени (индивидуализация) партнером молодого человека может стать все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Присвоение и индивидуализация общественного набора ценностей в контексте личностной позиции человека составляют суть этой ступени развития субъекта общественных отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации. Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая ограничения собственных групп принадлежности, человек становится ответственным за собственную самость, которая до того зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.

Пятая стадия (универсализация) предполагает выход за пределы развитой индивидуальности, который одновременно представляет собой вхождение в пространство сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Партнером в построении и осмыслении универсального coбытия является человечество в его надкультурном качестве, то, что было и будет (в терминологии В.И. Слободчикова, Бого‑человечество). Таким образом, этот подход прослеживает онтогенез личности в аспекте развития ее субъектности – способности быть автором собственной жизни в ее разноуровневых проявлениях с различными социальными партнерами.

Наш собственный подход к описанию личности основан на использовании термина «психологическое пространство личности», которым мы обозначаем субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность человека и охраняемый им физическими и психологическими средствами [14]. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территория, предметы, привязанности, установки). Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл и соотносятся с его потребностями. Психологическое пространство – это эмпирическое понятие, которое возникло на пересечении феноменологического и средового подходов в психологии. Задачи формирования дружественной развивающей среды ребенка должны обязательно принимать в расчет возрастную сензитивность к разным измерениям психологического пространства, чтобы развивающееся самосознание находило в объективном мире свое подтверждение, а личность укрепляла автономию – в противном случае можно говорить о депривации психологического пространства и нарушении его границ. Оно может быть описано несколькими измерениями, соответствующими той части реальности, персонализируя которую человек расширяет область своей субъектности. Это следующие измерения: физическое тело, мир вещей (предметов), территория, привычки (временная, режимная организация жизни), социальные связи и ценности [14].

В онтогенезе эти измерения проявляются в следующей последовательности. Сначала ребенок овладевает собственным телом (это начинает происходить на протяжении младенчества, когда он учится пользоваться собственными органами и отделять себя от материнской груди). Затем ребенок учится действиям с предметами и начинает идентифицировать себя с ними (это раннее детство, когда ребенок начинает считаться с границей, окружающей «валентные» предметы; в тот же период времени он использует особо значимые «переходные» объекты, которые, согласно психоанализу, позволяют ему отделить «Я» от «не‑Я»). С началом ходьбы ребенок открывает персональную территорию, но осваивать ее начинает несколько позже; сензитивность к территориальности усиливается в подростковом возрасте, когда ребенок начинает претендовать на неприкосновенность собственного письменного стола, комнаты и так далее. По мере расширения способности общаться со сверстниками у ребенка появляются личные социальные связи (друзья), которыми он начинает дорожить; это приходится примерно на старший дошкольный – младший школьный возраст и также усиливается в подростковом возрасте. Предпочтение режимных привычек начинает появляться в дошкольном возрасте и проявляется в притязаниях на установление собственного порядка действий («Сначала я, а потом ты!») и сопротивлении привычному образу жизни («Я хочу досмотреть этот фильм!»). Измерение психологического пространства, включающее ценности (т. е. вещи, явления, привязанности, идеологию, определяемую ребенком по собственному вкусу), также начинает формироваться в дошкольном возрасте и достигает своей кульминации в подростковом по мере включения ребенка в субкультуру.

Нарушение суверенного психологического пространства приводит к нарушению прочности границ контакта подрастающего ребенка с миром, в появлении компенсации, интроекциях (некритичном следовании установкам, данным другими людьми) и проекциях (стремлении «расширить» себя, неадекватно наделяя мир вокруг собственными психологическими качествами). Суверенность психологического пространства – важное условие развития ответственного сознательного субъекта.