Управление впечатлением

В процессе межличностного взаимодействия существенная роль принадлежит управлению впечатлением, под которым понимается целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа (Manstead and Hewstone, 1996:314). В процессе управления впечатлением люди стремятся построить в сознании других людей определенные представления о себе и других (например, друзьях и врагах), объектах (учреждении, жилье) или событиях. В случае если совершается попытка контролирования собственного образа в глазах других людей речь идет о самопрезентации.

Под самопрезентацией понимается процесс осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определенных аспектов собственной самости окружающим, осуществляемый при взаимодействии между людьми. Самопрезентация выступает в качестве субкатегории управления впечатлением, связанным с более широким процессом контроля и регулирования информации, поступающей о других людях, объектах и событиях (Manstead and Hewstone, 1996:519).

Категория управления впечатлением имеет довольно длительную историю изучения. Исходно при рассмотрении данного вопроса использовалась аналогия между социальной жизнью и театром. Наиболее точно она отражена Шекспиром в его известной цитате: «Весь мир театр и мужчины и женщины просто актеры». Само психологическое понятие формирования впечатления так же имеет драматургическое происхождение. Латинское слово «персона» обозначало маску, одеваемую актером в театре, роль - деревянный барабан с отрывками, которые декларировал актер в театре, аттитюд - отношения и чувства, демонстрируемые актером на театральной сцене.

Первое систематизированное социально-психологическое рассмотрение вопроса управлением впечатлением связано с работами Goffman и, особенное, его известнейшей книгой «Презентация самости в повседневной жизни», отрывки из которой опубликованы на русском языке под названием «Представление себя другим» (1984). Введя концепцию социальной драматургии, Goffman описывал межличностное поведение как спектакль, в котором заняты актеры. Используя терминологию драматургии, он попытался вскрыть специфику межличностного взаимодействия, зафиксировав факт особой роли в нем презентируемого Я. Goffman впервые поставил вопрос о существовании в рамках одного и того же человека как бы двух Я - Я для себя и Я - для других, подчиненное целям, преследуемым во взаимодействии. При анализе интеракционистского подхода к структуре человеческой самости уже была представлена логика его рассуждений, приводящая к заключению о существовании еще и третьего Я - «чистого» или «необработанного». В подходе Goffman фиксируется внимание на очень важных аспектах межличностного взаимодействия в контексте управления впечатлением - целеподчиненность предъявления образа, осознание человеком собственной неаутентичности в самопредъявлении. И не смотря на критику социально-драматургических построений, связанную с гипертрофированием влияния социальных ролей и правил, а так же манипулятивной природой, идеи Goffman послужили фундаментом для огромного спектра открытий в данной проблемной области.

Своеобразный ренессанс исследований в области управления впечатлением начинается в 1980-е годы, когда публикуется много блестящих работ по этому фундаментальному межличностному процессу (Leary и Kowalsky, 1990; Schlenker и Weigold, 1992 и др.). В рамках различных подходов к проблеме управления впечатлением сегодня можно говорить о наличии достаточно выраженного единства взглядов на его рассмотрение, как стратегического процесса коммуникации, связанного с созданием у аудитории преследуемого образа. Причем, характерно рассмотрение этого процесса именно как взаимодействия, включающего особенности обеих участвующих сторон. Преднамеренный или непреднамеренный контроль за информацией о себе самом, аудитории и поведении лежит в сердцевине межличностных отношений. В то же время можно констатировать, что в рамках данной проблемной области на сегодняшний день нет какой-либо общеразделяемой теоретической конструкции, поэтому чаще речь идет скорее о теоретическом подходе, нежели конкретной теории.

Исследования в области управления впечатлениям проводятся по двум направлениям. В рамках первого осуществляется развитие старой, интрапсихической традиции к рассмотрению социально-психологической проблематики посредством добавления новых интерпретаций и описаний. Это относится к переосмыслению феномена когнитивного диссонанса, изменению аттитюдов, реактивности, социальной фасилитации, групповой поляризации, агрессивному поведению и т.п. В рамках второго направления осуществляется развитие исследований как самостоятельной проблемной области со своим концептуальным аппаратом. Для этого направление характерно давление социально-когнитивного подхода в аспекте его рассмотрения процесса социального познания.

Анализ управления впечатлением основывается на общей идее о том, что люди пытаются контролировать информацию в целях ее приспособления к специфическим особенностям аудитории во имя решения поставленных задач. Эта тенденция рассматривается как фундаментальная характеристика социального поведения. В этом контексте управление впечатлением становится объектом не только социальной психологии, но и психологии личности, социализации, консультирования, воспитания и т.п.

В рамках осуществляемых исследований предпринимаются попытки нахождения ответов на следующие ключевые вопросы:

1. Почему люди включаются в процесс управления впечатлением?

61. Какой образ самости люди пытаются сконструировать и сохранить?

62. Как они приходят к заключению о необходимости предъявления данного образа?

63. Какова роль аудитории в процессе управления впечатлением?

64. Является ли управление впечатлением искренним или показателям двуличности человека?

65. Каковы индивидуальные различия в управлении впечатлением? (Manstead and Hewstone, 1996:315-316).

На первый вопрос ответ был дан еще Goffman, подчеркивавшим мотивационный аспект управления впечатлением. Он рассматривал управление впечатлением как средство получения социального одобрения и достижения жизненно значимых социальных целей. Для продуктивного взаимодействия друг с другом люди должны уметь определять ситуацию и исполняемые роли. Управление впечатлением является необходимой функцией коммуникации окружающим людям определенных идентичностей и планов взаимодействия. Как только желаемая идентичность установлена, каждый из участников взаимодействия возлагает на себя моральные обязательства вести себя в соответствии с избранной идентичностью (правило самоуважения: сохранение собственного лица) и, одновременно, принятия идентичности, определенной другими участниками взаимодействия (правило тактичности: сохранение лица другого). Таким образом, управление впечатлением позволяет участникам определиться друг в друге и наладить скоординированное и эффективное взаимодействие.

Более частные ответы на вопрос, почему люди вовлекаются в процесс управления впечатлением, вытекают из анализа их функций в социальной жизни. Прежде всего, оно выполняет инструментальную функцию, позволяя достигать необходимые социальные цели и добиваться материальных результатов, включая одобрение, уважение, заработки, продвижение по работе и т.п. Достаточно очевидно, что успехи в социальной и профессиональной самоактуализации во многом связаны со способностями к управлению впечатлением. Управление впечатлением является так же средством удовлетворения потребности во власти и контроле над окружением.

Большинство исследований по управлению впечатлением концентрируются на таком его аспекте, как самопрезентация. С последней и связан вопрос, какие именно образы люди стремятся сформировать в глазах окружающих? Первые исследования исходили из посылки, что люди стремятся сконструировать социально одобряемые образы. В них представлена довольно характерная для социальной психологии тенденция оперирования идеальными категориями и моделями. Эти идеальные модели, тем не менее, часто не стыкуются с житейской эмпирией, как не стыкуются с последней и уже обсуждавшиеся ранее модели рационального человека, когнитивного скупца и т.п.

В исследованиях последних лет признается факт существования различных образов и тактик эффективной самопрезентации (Jones и Pittman, 1982; Schlenker, 1980). В частности, выделяются, тактика запугивания, предполагающая презентацию себя как властного, иррационального в целях устрашения аудитории; тактика мольбы, предполагающая презентирование себя как слабого и беззащитного, в целях вызывания сочувствия со стороны аудитории; тактика образцовости, предполагающая презентацию себя, как морально выдержанного в целях вызывания у аудитории чувства стыда за свои грехи; тактика «биения себя в грудь», предполагающая презентирование собственных достоинств в целях вызывания уважительного отношения к себе; тактика вкрадчивого обращения, предполагающая презентирование вызывающего симпатию у окружающих образа и т.д. Часто такие тактики носят чисто манипулятивный характер и принимают формы различных игр, блестяще описанных Эриком Берном (1992). Основной целью данных тактик является контроль над поведением других людей. Исследования показывают, что люди отнюдь не всегда стремятся к позитивному презентированию. Предъявляемый образ в большинстве случаев подчинен искомой цели и наиболее продуктивный путь ее достижения и определяет специфическое содержание презентации.

Обычно выделяют ряд детерминант презентирования: степень полезности конкретной самопрезентации для достижения цели и правдоподобность самопрезентации. Самопрезентация рассматривается как более полезная, если она более значима для идентичности презентирующего, т.е. содержит значимые компоненты Я-концепции, или максимально способствует достижению значимой цели. Безусловно, самопрезентация не обладает свободой воли, т.к. адресована социальному окружению и косвенно подчинена ролевым требованиям, невыполнение которых сопряжено с возможностью применения санкций. Schlenker и Weigold (1992) выделяют следующие факторы, определяющие своеобразие самопрезентации:

(1) ее полезность для презентирующего (т.е. субъективная значимость ее тем выше, чем выше оценка результата со стороны значимого окружения); и

(2) правдоподобность предъявляемого образа (т.е., наличие уверенности, что у аудитории не будет оснований для сомнений в искренности).

Вопрос как люди конструируют и сохраняют предъявляемые образы самости, так же является существенным аспектом анализа области управления впечатлением. Исследователи различают преднамеренную и непреднамеренную самопрезентацию. Преднамеренное презентирование является более контролируемым, непреднамеренное - более спонтанным. Сложность контроля и того и другого сопряжена, прежде всего, со способностью самомониторинга, т.е. эффективности обратной связи.

Теория самомониторинга была разработана Snyder (1987) исходя из явных индивидуальных различий у людей в степени мониторинга (т.е. текущего самонаблюдения и контроля) за собственной самопрезентацией. Лица с высоким уровнем самомониторинга характеризуются высоким соответствием между желаемым и реальным самопрезентированием. Это достигается за счет обладания способностью рефлексирования своего внешнего облика, а так же способности фиксировать рассогласования по реакциям аудитории. Другой отличительной особенностью данного типа людей является гибкость и трансформируемость в зависимости от изменений обстоятельств. В данном случае можно провести некоторую аналогию с хамелеоном, выражающуюся в наличии способности к высокой приспосабливаемости к обстоятельствам. Несомненным является и то, что для данного типа людей характерен и высокий уровень непредсказуемости в поведении со стороны окружающих. Лица с низким уровнем самомониторинга в этом контексте отличаются большей естественностью и предсказуемостью, т.к. в их презентировании, отражаются их действительно устойчивые диспозиции.

Исследования особенностей самомониторинга проводятся с помощью шкал самомониторинга, наиболее известными из которых являются 25-пунктная и 18-пунктная шкалы Snyder (1974; Snyder и Gangestad, 1986)

Эмпирические исследования в области самомониторинга охватывают широкий спектр вопросов: соотношение самомониторинга и экспрессивного контроля, социальной перцепции, соответствия самооценки и внешней оценки, влияния межличностных ожиданий, зависимости от особенностей ситуации и социальных ролей и т.п.

Процесс самомониторинга тесно переплетен с самоверификацией, под которой понимается стратегия самопрезентирования, направленная на установление обратной связи с окружающими людьми в целях уточнения адекватности Я-концепции. Согласно Swann (1984; 1987) люди мотивированы на поддержание самосотвествия представлений о самих себе. Процесс самоверификации включается в случае появления сомнений в адекватности этих представлений о субъективно значимых аспектах собственного образа. Само-верификация включает различные формы: избирательное отношение к подтверждающей информации; избирательные отношения с людьми, подтверждающими адекватность Я-концепции; поведение, направленное на подтверждение или опровержение адекватности Я-концепции; обратная связь с другими людьми. В случае не способности опровержения информации о неадекватности Я-концепции осуществляется ее постепенное уточнение, достигаемое за счет постоянной корректировки во взаимодействии со значимыми другими. Потребность в само-верификации обусловлена необходимостью обеспечения адекватности во взаимоотношениях с окружающими людьми, а так же развитии представлений о самих себе.

Не смотря на представленные механизмы самомониторинга и само-верификации процесс управления впечатлением, в целом, как и процесс самопрезентации, в частности, характеризуется наличием больших искажающих влияний, связанных, прежде всего, с предубеждениями. Анализируя аспект защищающейся самости, я уже отмечал определенную конструктивную роль предубеждений, связанную с обеспечением временной устойчивости системы представлений человека о самом себе, как необходимой предпосылки или основания прогнозирования и контроля происходящего. Эта инерционность образа самого себя представленная в самопрезентации так же поддерживается посредством механики психологической защиты и тенденций поддержания самоудовлетворенности. Поддержание стабильности образа я как условия управления впечатлением обеспечивается и особенностями атрибутирования уже анализировавшимися выше. Общая логика атрибутирования направлена на сохранение позитивного самоотношения. В частности позиционная дифференцированность в аспекте достижений описанная o Jones и Davis фиксирует присущую людям тенденцию возложения ответственности за собственные неудачи на окружающие обстоятельства (1965).

Фиксация возможных расхождений презентируемого Я с реакциями окружающих может переинтерпретироваться посредством дискредитации ролевых предписаний, снижения субъективной значимости взятых обязательств, обособления и т.п., направленных на трансформацию сформированного негативного впечатления на позитивное (например, я наказал его для его же пользы и он мне в будущем будет еще благодарен). В то же время в подобной апологетике реализовавшегося образа присутствует и факт осознания собственной неискренности, способствующий переоценке совершенных действий, осознания необходимости следования взятым обязательствам, вывода о необходимости коррекции будущего поведения. Продуктивность реализации данной самоподдерживающей стратегии в самопрезентации имеет, кончено, ряд индивидуальных различий, связанных со способностями человека манипулировать собственным сознанием, идентифицироваться с принятой социальной ролью, адекватностью в самооценке и многим другим.

Для процесса управления впечатлением существенную роль играет аудитория относительно которой осуществляется акт самопрезентации. По определению, управление впечатлением предполагает формирование у окружения определенного образа самого себя. Чем более значима и авторитетна аудитория, тем сильнее ее влияние. В последние годы начал тщательно изучаться и аспект влияния воображаемой аудитории. В частности, акт самопрезентации в отдельных случаях является спектаклем для самого себя, в котором человек выступает и зрителем и экспертом. Этот театр «одного актера» часто сопряжен с риском потери адекватности во взаимоотношениях с другими людьми, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Еще одним не менее значимым вопросом является этический аспект управления впечатлением. Что представляет собой самопрезентация - акт искреннего предъявления себя или демонстрацию двуличной природы? Исходя из того, что управление впечатлением всегда предполагает контроль реакции аудитории можно говорить о его целеподчиненной природе. Искус отождествления самопрезентации с двуличностью сегодня преодолевается посредством констатации своеобразного континуума искренности и двуличия. И действительно анализируя процесс самопрезентирования, постоянно фиксируется их временное чередование с преобладанием того или другого. Опять-таки имеет место детерминированность управления впечатлением индивидуальными особенностями участников, ситуации взаимодействия, преследуемыми целями, особенностями аудитории и т.д. Причем, в данном случае часто даже не идет и речи о какой-либо последовательности в искренности или манипулятивности самопрезентирования. Человек может достаточно легко менять одно на другое. Поэтому вопрос об определении некой индивидуальной стилистики самопредъявления весьма проблематичен. Например, студент, в силу объективных обстоятельств, связанных с недостаточностью подготовки. Может превращаться в актера, пытающегося сыграть «роль без вины виноватого» в преддверии экзамена с единственной целью - облегчить свою участь на экзамене. Более того, по мере «вхождения в роль» он может искренне верить в то, что исполняемое соответствует действительности и совершенно не рефлексировать того обстоятельства, что его «игра» «видна» заинтересованному зрителю (преподавателю). После завершения спектакля студент может превратиться в искреннего в плоскости самопрезентации человека, хотя в случае неудачи спектакля в целях самозащиты и будет предпринимать инерционные попытки дискредитации публики. Обвинять его в двуличной природе вряд ли будет обоснованным.

Для того чтобы сформировать в глазах другого человека достаточно полный и искренний образ себя человеку надо предоставить слишком много информации о различных аспектах своего внутреннего мира. К тому же здесь не последнюю роль играет и встречная избирательная активность интерпретирующей аудитории, достраивающей предъявляемый образ до некой временно логически завершенной конструкции. Т.к. наличная информация ограничена, то процесс достраивания может приобретать самые разнообразные, в том числе и совершенно не соответствующие действительности, формы. Исследования показывают, что наиболее успешны в реализации преследуемых в самопрезентировании целей люди, обладающие способностью прогнозировать оценочную активность аудитории и «продавать ей то, что она хочет купить». Другое дело, что это может создавать много оснований для манипулятивности. Этический контекст так же не столь легко интерпретируем. Можно, конечно, обвинять человека, демонстрирующего тебе свое дружелюбие в лицемерии и т.п., но одновременно можно говорить и о его культуре самопрезентации - ведь вам то лично приятно подобное внимание к вашей персоне?

Проблема аутентичного и неаутентичного в управлении впечатлением не является однозначной. Аутентичное и неаутентичное в самопрезентации взаимосвязано и взаимозависимо друг с другом. Аутентичное в Я-концепции определяет, то, что предъявляется другим. Как правило, человек демонстрирует те аспекты своего Я, которые субъективно расцениваются им как значимые. В то же время, презентируемое подчинено целям взаимодействия и специфике аудитории, что, в свою очередь, влияет на аутентичность.

В своей теории самопрезентации и само-верификации Swann описывает процесс уточнения человеком представлений о себе самом, как предъявление определенных аспектов собственного Я с антиципированием соответствующей реакции со стороны аудитории. Если реальная и прогнозируемая реакции не совпадают, происходит коррекция в самопрезентации и так продолжается до момента обретения устраивающего состояния. В то же время реакция со стороны аудитории на презентируемое может приводить к интериоризации в аутентичное исходно воспринимаемое как неаутентичное. Человек начинает верить в то, что его Я имеет именно такое своеобразие, которое подтверждается значимыми другими. Исследования показывают, что люди изменяют представления о самих себе и самооценки посредством приведения их в соответствие с предшествующей стратегической самопрезентацией. Причем, влияние верификации и мониторинга на образ Я тем выше, чем репрезентативнее с точки зрения человека аудитория.

Эта взаимозависимость процесса формирования впечатления от собственного образа Я и аудитории, так же как и возможность целенаправленного формирования стратегического впечатления с прогнозируемым эффектом послужила основанием для развития широкой области социально-психологических исследований возможностей, механизмов и путей формирования позитивного впечатления, получившей название межличностной аттракции, на рассмотрении которой я и остановлюсь сейчас.