Функции теории.

Для понимания специфики и роли научной теории, в том числе и в социальной психологии, является полезным знакомство с ее функциями. В существующем многообразии подходов к определению функций теории одной из самых удачных, по нашему мнению, систематизаций является предложенная Stephen Littlejohn (1994, стр. 28-29). Он выделяет девять функций научной теории.

Функция организации и обобщения знаний. В нашем восприятии мир не представлен как некий набор единиц информации. Существующее многообразие данных о нем обусловливает необходимость систематизации, организации и синтезирования мира. Необходимость ориентации в окружающем мире порождает построение различных моделей, установления связей между событиями и фактами, предоставления объяснений происходящего. Один из возможных путей подобного рода организации и представлен в теории. Другим полезным аспектом конструирования теории является аккумуляция знания. Студент, практик или исследователь при наличии разработанной теории теряют необходимость начинать исследование с нулевой точки. Представленная им область теорий позволяет сориентироваться в существующем на данный момент времени знании, познакомиться с выводами предшествующих исследователей и внести в них, при необходимости, коррективы, увидеть те пробелы, ликвидация которых может составить новую исследовательскую область.

Функция фокусирования. Кроме организации данных теории фокусируют внимание на значимых переменных и взаимоотношениях между ними подобно географической карте, ориентирующей на местности. Карта предоставляет возможность нахождения конкретных целей, стоящих перед исследователем, конкретных пунктов, интересующих его. Такую же ориентировку в области “местности” науки дает и теория.

Функция прояснения наблюдаемого. Прояснение наблюдаемого не только помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах, но и интерпретировать конкретные события. В этом смысле социально-психологические теории представляют своеобразный путеводитель для интерпретации, объяснения и понимания сложности человеческих взаимоотношений.

Функция организации наблюдения. Теория предоставляет возможность не только в ориентации в том, что следует наблюдать при изучении интересующего явления, но и как осуществлять наблюдение. Это характерно особенно для тех теорий, которые выдвигают операциональные определения, представляющие наиболее точные индикаторы того, что означает то или иное понятие. Получая подобное направление, исследователь получает возможность выявлять детали, тщательно прорисованные в теории.

Функция предсказания. Предсказательный потенциал теории является одним из наиболее дискутируемых в последние годы в науке вопросов. Многие теории принуждают исследователя делать предсказания о возможных результатах и эффектах данных. Предсказательные возможности теории особенно значимы в прикладных науках и конкретных областях, например, таких как изменение аттитюдов, психотерапии и т.д. Вместе с тем во многих подходах вопросы предсказательных возможностей теории соотносятся с объективными ограничениями. В частности целый комплекс таких ограничений присутствует в прогнозировании человеческого поведения в силу наличия огромного спектра ситуативных и личностных детерминант, обладающих потенциалом влияния и сложных производных их взаимодействия друг с другом. Другую сложность представляет отсутствие у исследователя объективной возможности учета всех внутренних детерминант поведения, которые зачастую не осознаются и самим субъектом.

Эвристическая функция. Хорошая теория обладает высоким потенциалом генерирования исследований, предоставляя своеобразное руководство о возможных направлениях исследований, аспектах, требующих уточнения и развития. Эвристическая функция теории, выражающаяся в оказании помощи в совершении открытий, является жизненно необходимой для развития знания.

Коммуникативная функция. Опубликование теории позволяет исследователю сделать ее достоянием других заинтересованных лиц, что, в свою очередь, создает дополнительные возможности для развития, как самой теории, так и исследователя. Через коммуникацию различных теоретических построений, объяснительных моделей изучаемого феномена становится возможным изучение, сравнение и развитие теории.

Функция контроля. Эта функция связана с ценностными ориентирами исследователя в области возможных этических последствий развиваемого теоретического подхода. Такие теории часто обозначаются как нормативные. Т.к. стремятся к установлению определенных норм исполнения. Большинство же теорий просто не доходят до этого состояния, оставаясь на чисто описательном уровне.

Генеративная функция. Эта функция в большей степени относится к интерпретационной и критической традициям так называемой альтернативной парадигмы. По существу, она предполагает использование теории в целях изменения существующей жизненной культуры и создания нового образа жизни. Другими словами, речь идет о достижении при помощи теории изменении в жизни. По определению Kenneth Gergen “способность изменять руководящие основоположения культуры, ставить фундаментальные вопросы рассмотрения современной социальной жизни, ускорения пересмотра того, что имеется и на этой основе генерирования новых альтернатив для социальных действий” (Gergen, 1982: 109).

Представленный перечень функций, выполняемых теорией, наглядно демонстрирует ее потенциал. Тем не менее, понимание сущности теории не возможно без анализа ее общетеоретических оснований, представленных на уровне метатеории являющейся объектов философии.

 

Философские аспекты социально-психологической теории

Метатеория представляет собой область размышлений о природе вопроса, выходящая за рамки конкретного содержания данной теории. Она рассматривает такие фундаментальные вопросы, как что должно наблюдаться, какое наблюдение должно иметь место и какую форму должна принимать теория. Метатеоретические дискуссии, как правило, имеют место в областях знания имеющих неопределенный статус.

Глобальное рассмотрение фундаментальных вопросов познания и реальности обсуждается в рамках философии. Философы исследуют основоположения и методы доказательства, используемые в генерации знаний о всех аспектах жизни. Не смотря на всю сложность и многоаспектность философского анализа применительно к нашему контексту его можно свести к трем основным аспектам: эпистемологии (рассматривающей познание), онтологии (рассматривающей существование) и аксиологии (рассматривающей ценности).

 

  Эпистемологический Онтологический Перспективный Аксиологический  
Метатеоретический Методологические вопросы Метафизические вопросы Вопросы дефиниций Вопросы этики и ценностей
  Гипотетический   Методы и процедуры   Теории, понятия, гипотезы, законы и схемы интерпретации   Определения и метафоры   Этические и моральные посылки и ценности
  Описательный   Инструменты и техники   Утверждения о наблюдаемом   Фокусы внимания   Решения
  Вещей-самих-по-себе   Поток событий

 

РисунокХ.Х. Области философского анализа

Приводится по: Littlejohn, S.W. Theories of Human Communication. Belmont, Calif.: Wudsworth Publishing Company, 1994, стр. 31.

 

На рисунке Х.Х. представлены основные области философского анализа теории.

Они подразделяются на три общих уровня - метатеоретический, гипотетический и описательный. Метатеоретический уровень является наиболее общим и представляет основополагающие выводы исследователя. Гипотетический уровень теории представляет картину представлений исследователя о реальности и установленные рамки знания. Описательный уровень включает утверждения и операции, непосредственно совершаемые исследователем о наблюдаемых вещах. Эти уровни не могут быть представлены как обособленные друг от друга. Оперируя одним уровнем, исследователь все время соотносит его с двумя другими. Они усиливают друг друга по отношению к любому типу знания.

Так как социально-психологическая теория связана с феноменами социальной жизни, то одним из центральных вопросов по отношению к ней, в частности, и к социальным наукам, в целом, является вопрос - могут ли феномены социальной жизни быть объяснены таким же образом как явления неживой природы? Ответ на этот вопрос включает три аспекта. Первым является аспект методологический. Приглашающий к дискуссии о научном методе и его универсальности по отношению к естественным и социальным наукам. Вторым аспектом является эпистемологический, представляющий проблему знания вообще и проблему мышления других в частности. Третьим аспектом является онтологический, предполагающий выяснение того, с чем мы имеем дело или что есть бытие? Не менее значимыми являются и ответы на вопросы о типах феноменов, проявляющихся в социальном мире, какие методы исследований адекватны , наконец, что является гарантом истинности знаний, полученных о них.

Поставленные вопросы предполагают выяснение того, как продуктивнее исследовать социальный мир - посредством изучения активности людей (индивидуализм) или структур (холизм) или в их единстве? Как лучше проводить анализ - сверху вниз или снизу вверх? Анализ сверху вниз приводит к объяснению, а анализ снизу вверх - к пониманию. Мы будем исходить из посылки о необходимости использования обоих типов анализа. В этом смысле полезно воспользоваться общей матрицей, предложенной Hollis представленной на рисунке Х.Х.

 

  Объяснение   Понимание
  Холизм   Системы     Культуры
  Индивидуализм   Рациональный выбор   Субъективные значения  

Рисунок Х.Х. Четыре ключа к анализу социальных действий.

Приводится по: Hollis, M. Philosophy of Social Science. In N. Bunnin and E.P. Tsui-James. The Blackwell Companion to Philosophy. Oxford: Blackwell Publishers, 1996, p. 359.

 

Выделение индивидуалистического и холистического аспектов связано, прежде всего, с тем, что они определяют собой своеобразный водораздел к пониманию социальной феноменологии. В традиционной индивидуалистической линии, ассоциируемой в истории философии с Юмом, Гоббсом и Миллем, осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения являются внутренне присущими человеческой природе. В холистической версии, часто ассоциируемой с Дюркгеймом, приват отдается функциональному объяснению. Социальное поведение, являясь элементом целостной социальной системы, подчиняется принципу равновесия, любое нарушение которого приводит к формированию устойчивых сил, направленных на его восстановление. Как индивидуалистическая, так и холистская модели имеют своих сторонников и противников, понимание и оценка оснований аргументации которых, связаны с выяснением, прежде всего, эпистемологических, онтологических и аксиологических аспектов. Теперь остановимся на более подробном анализе каждого из них.