Исходные понятия

 

Социальная жизнь человека отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд индивида. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченны­ми прямым или опосредствованным влиянием других лю­дей. Подчиняясь моде, например, мы бываем в положении когда нам не нравится новый фасон одежды или обуви, но мы покупаем модные изделия, потому что старые «уже не носят», а носить устаревший фасон неприятно. Индивид, даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, лишь на основе восприятия их поведения заражается этим поведением, подчиняется и следует ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но оно должно быть рационально объяснено индивидом самому себе. В против­ном случае оно неизбежно вызовет внутреннее беспокойст­во, дополняемое работой воображения относительно возможной низкой оценки своей личности другими. В результате юбка укорачивается или удлиняется, брюки сужаются или расклешиваются, и личностное напряжение, возникшее из-за испытываемой по этому поводу не­ удовлетворенности, снимается.

Этот простой пример показывает одну из форм массо­вого внеколлективного поведения, под которым в социаль­ной психологии подразумевается аналогичное по своему характеру поведение групп людей, возникающее в резуль­тате психического взаимодействия между ними вне кол­лективов и целесообразной коллективной деятельности. Люди, составляющие эти группы, сохраняют свою индиви­дуальность, но их поступки оказываются во многих чертах схожими.

В массовых формах внеколлективного поведения игра­ют большую роль неосознанные процессы. На основе эмо­ционального возбуждения, например, иногда возникают стихийные действия в связи с каким-либо впечатляющим событием, затрагивающим главные ценности людей в ходе классовой борьбы. Так начинались многочисленные «медные», «соляные» и прочие бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье. Аналогичным образом, т. е. па эмоциональной основе, начинались первые стихий­ные выступления европейских рабочих, выразившиеся в поломках ненавистных машин, в избиениях хозяйских прихвостней, т. е. в ситуациях, лишенных еще ясного идео­логического контекста и четко осознаваемых классовых целей совершаемых действий.

Массовые формы внеколлективного поведения в послед­ние десятилетия стали предметом пристального внимания со стороны буржуазной социальной психологии из-за того, что в современном антагонистическом обществе растет число участников и повышается политическая значимость различных форм этого вида поведения. Это прежде всего объясняется углублением классовых противоречий и обо­стрением классовой борьбы. Но помимо этих социальных есть причины психологические, связанные с психологией общения и влиянием средств массовой коммуникации, на­растающими личностными и групповыми напряжениями, возникающими как неизбежное следствие дальнейшего ус­ложнения цивилизации в условиях антагонистического общества и сопровождающего ее роста противоречий.