Теоретические основания когнитивного подхода к анализу социально-психологической феноменологии

 

Отличительной особенностью когнитивного подхода к рассмотрению проблематики социальной психологии является использование информационно-процессуальной модели к интерпретации изучаемых феноменов. Представляя достаточно пеструю картину, когнитивная традиция включает широкий спектр подходов. Некоторые исследователи концентрируются на изучении особенностей концептуализации людьми окружающего социального мира, другие, больше внимания уделяют рассмотрению вопросов, связанных с выяснением того, как люди думают о самих себе и взаимоотношения, складывающихся среди людей вокруг них.

Исследователями когнитивной ориентации были изучены тысячи концептуализаций людьми их социального окружения анализ которых дал много нового в понимании социального поведения. Внедрение компьютерной метафоры в психологические исследования, осуществляемое в рамках когнитивного подхода, обусловливает акцентирование внимания на процессах переработки информации. Поэтому когнитивный подход характеризуется как информационно-процессуальный.

В основании информационно-процессуального подхода к рассмотрению проблематики социально-психологической феноменологии лежат аналогии, навеянные компьютером и связанной с ним компьютеризацией психологической ментальностью. Причем, как это уже неоднократно случалось в истории психологии, психологи, в том числе и социальные, оказались не в авангарде, а скорее в арьергарде компьютерной революции, трансформированной ими в когнитивную революцию.

Сложность ситуации связана еще и с тем, что будучи интериоризированным из культуры, информационно-процессуальный подход сформировал своеобразный интерпретационный фрейм повестки дня, предопределяющий очевидность «видения» когниций, схем, эвристик, семантических полей, кластеров и т.п., а также соответствующих процессов переработки этих информационных единиц и «баз данных». Наиболее наглядно эта логика представлена в приводимой модели процесса переработки социальной информации, предложенной N.R. Crick и K.A. Dodge [1994] и представленной на рис. 4.3.

Одной из самых важных плоскостей анализа социальной психологии выступает плоскость социального познания. Как человек познает окружающий его мир? Как он ориентируется в собственной социальной сущности? Как он познает мир других людей, строя социальные взаимоотношения с ними? Эти и множество других вопросов находят самые разнообразные ответы через призму различных традиций, школ, подходов и направлений социальной психологии. Знакомство с их теоретическими построениями, в том числе и противоречащими друг другу, позволяют глубже разобраться в специфике социального познания человека, познать его особенности, выявить лежащие в основе механизмы.

Первые попытки формирования представлений о познавательной активности людей связаны с именем Вильгельма Вундта (1887) – отца-снователя современной эмпирической психологии. Для понимания сути познавательной активности человека Вундт использовал методы самонаблюдения и интроспекции, которые в последующем, в силу развернувшейся борьбы за конституирование научности психологического знания, были подвергнуты остракизму.

 

 

Рис. 4.3. Информационно-процессуальная модель познания [Crick, Dodge, 1994, p. 76].

 

Критика избранной методологии была связана с объявлением ее “ненаучности” в силу того, что данные и теории являлись идиосинкразическими и невозможными для опровержения, т.к. невозможно использование данных собственного опыта для опровержения данных опыта других людей. Стоит отметить, что в 1980-х годах произошло возвращение к анализу данных интроспективного анализа, но уже в качественно ином виде и в форме дискурсной психологии.

Лишь с 1960-х годов начинается новая волна интереса к плоскости познавательной активности человека, отчасти обусловленная громоздкостью и неадекватностью бихевиористских объяснений человеческого языка и коммуникации. Другой причиной возрастания интереса к данной проблематике явилось возрастание интереса к изучению вопросов манипуляции и передачи информации. Ресурсы стимульно-реактивной схемы информационного воздействия были практически исчерпаны и дальнейшее развитие знаний без включения внутренней познавательной активности человека стало невозможным. Компьютерная и связанная с ней когнитивная революция в психологии сделали возможным моделирование сложнейших когнитивных процессов. Компьютер превратился в своеобразную метафору человеческой мыслительной активности лежащей в основе познания. Более того, компьютерщики превратились в заказчиков более усложненных моделей организации познавательной активности, как аналогов совершенствования самих компьютеров. Это привело к узакониванию статуса научности когнитивной психологии.

Следует отметить, что предпосылки когнитивной революции в психологии были заложены в уже представленной выше гештальт традиции, убедительно доказавшей, что даже в рамках позитивистской научной парадигмы принципиальную возможность реконструирования процессов внутренней активности человека. Интересно отметить в этой связи огромное влияние работ Курта Левина (K. Lewin) на развитие социальной психологии, практически исходно формировавшейся в рамках когнитивно-интеракционистской ориентации [1936; 1951]. Левин считал, что социальное поведение наиболее продуктивно понимать как функцию восприятия людьми их собственного мира и управления изменением такого рода восприятий. По этой причине познавательная активность становится одной из центральных для социальной психологии.

Безусловно, процессы познания мира являлись прерогативой не только когнитивной традиции. Достаточно много идей было сформули­ровано и в рамках интеракционистской, экзистенциально-феноменологи­ческой, конструктивистской, да и психодинамической традиций. Тем не менее, по причине того, что познание является центральной категорией когнитивной традиции, мы подробнее остановимся именно на ней.