Особенности экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии.

 

Каждый человек видит мир по своему, отражая собственную субъективность. Понимание этой субъективности, индивидуально уникальным образом окрашивающей само- и мировосприятие предполагает изучение природы субъективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе человеческих предубеждений, иррациональных действий и т.п.

Смещение акцентов в сторону «оживления» социальной психологии посредством обращения к феноменологии реальной жизни реальных людей было простимулировано и бунтом студентов психологических факультетов американских университетов против академической психологии с ее ориентацией на использование естественнонаучной методологии и лабораторного эксперимента. Едкие замечания о том, что американская экспериментальна социальная психология дает лишь знания об особенностях американских студентов - психологов, составлявших подавляющее большинство участников лабораторных экспериментов, и ничего более вынуждали искать новые подходы и инструменты исследования.

Теории, основывающиеся на позициях экзистенциально-феноменологического подхода оказались наиболее продуктивными в нахождении ответов на поставленные вопросы. Не смотря на существующие расхождения в трактовке понятий и интерпретаций анализируемых феноменов общим для них является интерес «жизненной» эмпирии и интерпретации.

Поток переживаний. Csikszentmihalayi. Как уже отмечалось выше, наряду с вопросами конструирования собственного само- и мировосприятия, столь же актуальными является проблемная область рассмотрения самости. Одной из линий, инициированных ещё James и описанных мною выше, является рассмотрение самости как потока сознания. В 1990-е годы наблюдается своеобразная реминисценция интересов к такого рода рассмотрению, наиболее интересной же версией является предложенная Чикченмихай (Csikszentmihalayi).

Чикченмихай в своих исследованиях сосредотачивается на анализе феномена «потока переживаний». Идея необходимости изучения данного феномена возникла под влиянием тех ощущений, которые испытываются людьми, находящимися либо в состоянии высшей удовлетворенности самими собой, либо скуки. Сам Чикченмихай интересовался именно аспектом удовлетворенности самим собой.

Сознание рассматривается в значении «осознания некоторый специфических событий (ощущений, мыслей, интенций) которым человек может управлять ... Таким образом, мы можем говорить о сознании как об интенциально упорядоченной информации» (1992: 26). В данном определении фиксируется не аспект репрезентации, а сознательной управляемости. Такое направление (или интенциальность) предполагает «осознанное упорядочивание информации» (там же, с. 27). Чикченмихай приравнивает концентрацию внимания с психической «энергией». Он рассматривает способность контролирования данных ресурсов (т.е. способность произвольной концентрации внимания, а не созерцания потока сознания), как обладающую бесценным значением для жизни, противопоставляя ее тому, что он называет «энтропией», предполагающей разрушение упорядоченности сознания интенциальности вторжением посторонних событий и мыслей. Поток имеет место в случае, когда поступающая информация соответствует преследуемой цели, способствуя усилению потока энергии. Это состояние определяется им как «оптимальное переживание». В этом состоянии проявляется полная произвольная управляемость вниманием, способствующая полной мобилизации и концентрации.

Примерами подобного состояния является ощущение актером успешности исполнения роли; шахматистом - полной реализации замыслов; родителями - успешности воспитания детей и т.п. в определенном смысле в данном случае можно говорить о явлении аналогичном социальной фасилитации с той лишь разницей, что у человека присутствует осознание полного контроля над происходящим.

Поток предполагает концентрацию сознания, направляемую достижением определенного итога, цели деятельности. Он определяется не только характером исполняемой деятельности, но и природой самой активности. Чикченмихай подчеркивает, что ключевой характеристикой потока переживаний является ощущение достигнутости некоторой цели, т.е. конечности.

Это ощущение потока переживаний с точки зрения Чикченмихай является высшим удовлетворением для человека. Если людям удается добиться того, что состояние потока переживаний у них возникает регулярно. То это приводит к существенному возрастанию качества жизни.

Применительно к экзистенциально-феноменологическому подходу работы Чикченмихай фиксируют принципиальную возможность управления человеком своим потоком переживаний, а так же его проявления в самых разнообразных типах социальной активности.

Состояния мышления Donaldson.. Маргарет Дональдсон (M. Donaldson) пришла к проблеме состояний мышления после долгих лет исследований проводимых в области психологии развития, будучи скорее ориентированной на эмпирические нежели феноменологические аспекты.

Основываясь на собственных наблюдениях в области детской психологии, а так же анализе исследований других авторов, Дональдсон пришла к заключению о существовании различных «состояний мышления». Каждому состоянию соответствует отличное ощущение пространства и времени. Она различает четыре таких состояния: точечное, линейное, конструктное и трансцендентное. Точечное состояние относится к непосредственному опыту. Реализующемуся здесь и сейчас. Линейное состояние характеризуется обладанием возможностью припоминать прошлое и антиципировать будущее. Конструктное состояние представляет способность конструирования понятий, независимых от конкретных примеров. И трансцендентное состояние появляется с развитием абстрактного мышления.

По мере взросления ребенка он постепенно переходит из одного состояния в другое. Линейное состояние мышления формируется к 8-10 месяцем и в последующем дифференцируется на четыре отличные формы - мышление, эмоции, восприятия и целенаправленные действия. Конструктное состояние начинает формироваться к возрасту 3-4 лет и характеризуется повышенным интересом к выяснению природы вещей. Дональдсон различает три типа конструктных состояний – интеллектуальное, ценностное и ядерное. На уровне интеллектуального конструктного состояние доминирует интеллектуальные и познавательные интересы. Ценностное конструктное состояние характеризуется чувствами и ценностями. На уровне ядерного конструктного состояния осуществляется формирования ядерных конструктов, включающих сложное переплетение когнитивных и аффективно-ценностных элементов. «По мере нашего развития, - пишет Дональдсон, – мы развиваем представления о природе универсума, о наших социальных группах, о других социальных группах - и о самих себе» (1992: 83). Они включают большинство интимных аспектов самих себя - ядро системы эмоциональных представлений, составляющих своеобразие нашего характера и аттитюдов. Именно в них, ядерных конструктах, по мнению Дональдсон, и представлено своеобразие конкретной человеческой самости.

Особым состоянием является трансцендентное, характеризующееся полной абстрактностью и рудиментарные формы которого проявляются к 9 годам. По мнению Дональдсон, трансцендентное состояние мышления является производной от интеллектуальной и эмоциональной форм. Интеллектуальное трансцендентное состояние представляет реальность абстрактных мыслей аналогичных математике и логике. Ценностное же или эмоциональное трансцендентное состояние, наоборот, проявляется в духовных или религиозных переживаниях, а так же в искусстве.

По мнению Стивенс (Stevens), рассуждения Дональдсон не всегда являются последовательными и доступными пониманию и зачастую кажутся просто умозрительными. Не смотря на то, что она использует термин «мышление», более адекватным является термин «сознание» в контексте описания его различных состояний. Выделение интеллектуального и ценностного или переживаемого состояний так же является достаточно малоаргументированным.

Очевидным является оригинальность подхода и подчеркивание динамичности и своеобразности состояний индивида, подкрепляемое богатейшей эмпирической феноменологической базой.

Изучение трансцендентных состояний.Проблема изучения трансцендентных состояний получила достаточно широкое развитие, причем, иногда и в самых драматических и противоречивых своих проявлениях. К числу таких, неоднозначно воспринимаемых и оцениваемых подходов к изучению феноменологии сознания относятся использование психоделических наркотиков и медитативных техник.

Первоначально использование таких психоделических наркотиков, как псилоцибин и ЛСД было начато психологами Гарвардского университета Тимоти Лири (T. Leary), Ричард (Richard) и Алперт (Alpert) в 1962 году. В 1960-е годы стимулированные наркотиками психические «путешествия» стали особенно популярными. Наибольшее распространения подобного рода исследования получили в рамках психодинамической эго-психологии, пытавшейся таким образом добраться до свободного от импульсов или конфликтов сфер эго, а так же от влияния рационального мышления. Последователи классического психоанализа, наоборот, пытались таким образом дойти до первичного Id, не обремененного цензурой. Стремления «ощутить» чистые чувства, испытать более тесную связь с телесными ощущениями, освободиться от социального давления и жить здесь и сейчас были особенно характерными для хиппи.

Действительно такие наркотики, как ЛСД способствовали описанию многих специфических феноменов, связанных с «открытым» сознанием, с интенсивными чувствами, однако они же приводили к серьезным психическим нарушениям, что и привело к отказу от практики их использования.

Другой подход к исследованиям трансцендентных состояний сознания был связан с использованием различных медитативных техник, аутогенных тренировок, групп встреч и марафонов. Наиболее показательными в этом контексте, по мнению Мишел (Mischel), являются «Гештальт терапия» Фрица Перлса (Perls), расширение человеческой осведомленности в достижении «удовлетворенности» и искренней коммуникации (Schutz, 1967), вызывание «пика переживаний» и «самоактуализации» (Maslow, 1971). В своих ранних версиях гештальт терапия включала элементы конфронтации, которые драматически изменяли характер описываемых участниками переживаний, иногда интерпретируя их как поверхностные и защитные. В более поздних версиях присутствуют более постепенные и эмпатические попытки постижения внутренних переживаний индивида в его собственных понятиях. Основной целью такого рода усилий является осознание участниками более полных и искренних самоощущений. Процесс продвижения как самоосведомленности, так и осведомленности в межличностных отношениях ставится в центр внимания психотерапевта в его попытках создания условий для более полного соприкосновения с миром переживаний.

Идеи экзистенциально-феноменологического подхода в последние годы обретают все большее число сторонников. Интерес к тому, как человек конструирует интерпретацию событий и рассматривает себя в окружающем мире вызвал все возрастающее число исследований. Основные черты феноменологического подхода представлены в приводимой таблице:

 

Основные единицы:     Причины поведения:   Способствующие данные:   Наблюдаемые реакции, используемые как: Фокусы исследований:   Подходы к изменению личности:     Роль ситуации Переживаемая самость; личностные конструкты и Я-концепции; субъективные ощущения и восприятия; атрибуции Я-концепции, чувства и конфликты, атрибуции; свобода выбора Личные переживания, восприятия и интерпретации. Сигналы (внутренние состояния личности, восприятия или эмоции) Я-концепции; самоосведомленности и экспрессия; человеческий потенциал и самоактуализация; эмоции; атрибутирование Увеличение самоосведомленности, искренность личности, внутреннее соответствие и самопринятие; изменение конструктов; альтернативные истолкования Как контекста переживаний и выбора; концентрация на ситуации как она воспринимается

Таблица Х.Х. основные черты феноменологического подхода.

Приводится по: Mischel, W. Introduction to Personality. NY: Harcourt Brace College Publishers, 1993, с. 281.

 

Как следует из приведенной таблицы основными единицами анализа экзистенциально-феноменологического подхода являются переживаемая самость, а так же представления и чувства личности. Индивид рассматривается как обладающий свободой выбора и потенциалом самонаправляемых изменений. В качестве основных данных выступают самоописания личностных конструктов и чувств, предоставляющие возможность проникновения во внутренние состояния, эмоции и «видения» мира глазами клиента. Основной целью исследований является проникновение в мир само- и мироощущений и восприятий человека в целях постижения адекватности сформированных его образов и эмоционального фона. Считается, что более адекватное прикосновение к миру собственных искренних чувств, восприятий и интерпретаций позволит человеку осознать собственную целостность, реализовать потенциал роста и самоактуализации.

Данный подход позволяет уделить должное внимание вопросам, отвергавшимся или игнорировавшимся другими традициями и подходами: самости, эмоциям, текущим субъективным переживаниям и социальному восприятию и интерпретации. Экзистенциально-феноменологический подход в своих современных версиях создает мощную альтернативу относительно узкому, механистическому рассмотрению как личности, так и социально-психологической проблематики в целом.

Концентрация на прошлом и будущем, на здесь и сейчас как оно переживается человеком, а так же на антиципируемом будущем составляет сильную сторону подхода. Как это обычно бывает сильные стороны соседствуют и с известными слабостями, общая характеристика которых представлена в приводимой таблице:

 

Вклад Ограничения
Фокусирование на ранее избегавшихся вопросах: текущие субъективные переживания субъекта, эмоциях и восприятиях; научное изучение самости Фокусирование на настоящем и будущем Отношение к личности как к ученому и потенциальному эксперту - но способном допускать систематические ошибки и нарушения Фокусирование на здоровой личности и позитивных стремлениях Сложность связывания восприятий и переживаний личности с объективными условиями и внешними причинами отрицание прошлой истории развития Личность может обладать искаженными представлениями и описаниями; сложность объективации переживаний личности Чрезмерная вера в личностный рост; не применимость к острым нарушениям в психике, лицам с задержками в психического развития и с отсутствием устной речи

Таблица Х.Х. Вклад и ограничения экзистенциально-феноменологического подхода.

Приводится по: Mischel, W. Introduction to Personality. NY: Harcourt Brace College Publishers, 1993, с. 282.

 

Одним из наиболее существенных уязвимых мест экзистенциально-феноменологического подхода является наличие многочисленных предубеждающих искажений, иллюзий, ошибок у людей, а так же ограниченность находящейся в их распоряжении осознаваемой информации. Реагируя на данное справедливое замечание. Исследователи, работающие в рамках данного подхода в последнее время обратили пристальное внимание на исследование предубеждений.

 

Глоссарий
Angst – беспокойство, возникающее в связи с признанием того, что в мире нет никаких иных значений кроме тех относительных, которые мы создаем сами, что мы не можем полагаться на несомненность фактов или целей, что мы не можем знать того, что с нами произойдет если мы будем отвергнуты миром, когда мы перестанем быть людьми. Deisen – бытия-в-мире Интенциальность – структурная тенденция или “данность”, через которую существуют отношения, фундаментальные, единовременные и не обособляемые отношения между человеческим сознанием и миром, в которых “реальность, как человечески переживаемая, формируется или интерпретируется Феноменология изучает феномены в порядке прояснения того, как переживается человеком объектный мир и как он представлен в нашем сознании. Так, например, феноменология пытается более адекватно понять человеческие состояния, в том виде как они проявляются в условиях жизненных переживаний. Экзистенциальный аспект феноменологии – идея о том, что содержанием человеческого бытия является его существование, которое, обнаруживается в неизбежном процессе отношений или движения от бытия, в конечном счете, приводящего к небытию
Вопросы для обсуждения
1. В чем своеобразие экзистенциально-феноменологического подхода? 2. В чем суть феноменологического метода исследования? 3. В чем выражается экзистенциальный аспект феноменологии? 4. Каковы основные тенденции развития современного экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии?
Для дополнительного чтения
1. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.  
Основной источник
1. Перспектиивы социальной психологии / Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.