ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие теории в социальных науках

Что представляет собой теория? В широком смысле термин “теория” обозначает любую концептуальную репрезентацию или объяснение феномена. В многообразии подходов к определению теории в социальной психологии очень трудно найти какую-либо всех устраивающую логику. Одно из удачных определений социально психологической теории дает Franklin (1982: 28): “Теории в социальной психологии представляют совокупность связанных понятий и предположений о социальном взаимодействии между людьми; индивидуальных процессах в ситуации социального стимулирования и социальных структурах в их отношении к индивидам” (выделение автора - В.Я.). Reber (1995: 793) определяет теорию как “как связный ряд выражений, представляющих полную и последовательную характеристику точно определяемой области исследований с объяснением всех относящихся к ней фактов и эмпирических данных”. В прагматическом психологическом контексте под теорией часто понимается “общий принцип или система связанных общих принципов, выдвигаемых в целях объяснения ряда известных фактов или полученных эмпирических данных” (там же).

Говоря о теориях в целом можно сделать два обобщения. Первое, все теории являются абстракциями. Любая теория является частичным объяснением; любая теория оставляет вне своих рамок определенные вопросы. Фокусируясь на одних аспектах проблемной области, она опускает другие аспекты.

Второе, все теории должны рассматриваться как конструкции. Теории создаются людьми, а не предоставляются богом. Теории представляют различные способы видения наблюдателями их окружения, но сами по себе они не являются реальностью (Littlejohn,1994: 22). Abraham Kaplan пишет в этой связи “Формулирование теории не является просто раскрытием скрытых фактов; теория представляет собой способ рассмотрения фактов, организация и репрезентация их. ... Теория должна быть подобна миру Господа, но по существу она создает свой собственный мир (Kaplan, 1964: 309). Не смотря на всю сложность процесса концептуализации, в целом, он состоит из группирования вещей и событий в категории в соответствии с наблюдаемыми общими качествами и характеристиками.

Первым и наиболее основным элементом теории являются понятия. Люди по своей природе представляют собой перерабатывающие понятия сущности. Весь наш символический мир - все известное - происходит из формирования понятий. Thomas Kuhn отмечает в этой связи “Ни ученый ни простой человек не научаются видеть мир разделенный по единично; и ученый и простой мирянин классифицируют целые области друг с другом исходя из изменений жизни” (Kuhn, 1970: 28).

Важной частью концептуализации является обозначение словами. Мы обозначаем наши понятия символами - обычно словами. Понятия и определения не могут быть обособлены друг от друга. Совместно они говорят нам о том, что теоретик видит, и что он рассматривает как существенное.

Некоторые теоретики останавливаются на концептуальном уровне, предоставляя только перечень понятий и определений без какого-либо объяснения того, как понятия взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Такие теории получили название таксономий. Правда, следует отметить, что большинство исследователей не считает таксономии теориями. Разработанные же теории идут дальше - предоставляя кроме определений объяснения, утверждения о взаимосвязанности понятий. Эти объяснения говорят нам, почему взаимосвязаны анализируемые переменные.

Вторым, общим для теорий элементом является объяснение. Объяснение выходит за рамки простого наименования и определения переменных. Оно идентифицирует регулярность во взаимоотношениях этих переменных. В наиболее упрощенном смысле объяснение отвечает на вопрос почему? Объяснение основывается в первую очередь на принципе необходимости.

Принцип необходимости предполагает установление некоторой логической зависимости между переменными, которая и делает конкретный результат необходимым. Если x, то с необходимостью или большой вероятностью будет y. Необходимость редко берется как необходимая, чаще более подходящей рассматривается вероятностная модель. Существует достаточное многообразие разновидностей необходимости, а следовательно и объяснений (Achinstein, 1971).

Причинная(каузальная) необходимость объясняет события с позиции причина-следствие, в которой поведение рассматривается как следствие причинных сил. Практическая необходимость объясняет события с позиции действие-последствие, в которой поведение рассматривается как интенциальное действие, направленное на достижение определенной цели или будущего состояния. Причинная необходимость объясняет поведение как реакцию на стимулы, в то время как практическая необходимость атрибутирует личность или объект волей. В причинной необходимости последствие события является необходимым результатом предшествующих событий. В практической необходимости поведение является необходимым, потому что действующий совершает его.

Полезную модель теоретического объяснения предлагают Kenneth и Mary Gergen (Рис. Х.Х). На этой схеме объяснения становятся возможными, когда они строятся на основе причинного объяснения и - невозможными в случае практического объяснения.

Объяснения могут подразделяться так же на личностно-центрированные и ситуацинно-центрированные. Первые концентрируются на факторах внутри действующей личности, вторые - на находящихся вовне. Некоторые ситуацинно-центрированные объяснения фокусируются на факторах, имеющих место до момента выстраивания объяснения совершенным действиям, другие - на тех факторах, которые появились после совершения действий. Рисунок Х.Х. иллюстрирует шесть возможных типов объяснения.