Природа человеческой самости

 

Не смотря на довольно широкую представленность категории самости в психологической да и популярной литературе определение содержания данного понятия связано с опр6еделенными трудностями. Полное ее понимание связано с обязательным прослеживанием физического тела, социально определяемой идентичности (включая роли и взаимоотношения), личность, а так же ее знания о собственной самости (т.е., Я-концепцию) и многое, многое другое. Самость так же может пониматься и как активная сущность принимающая решения и инициирующая действия.

Широкая популярность термина "самость" в социально-психоло-гической литературе сопровождается не менее широкими дискуссиями, от признания ее центральной категорией до ее полного игнорирования. С полной определенностью можно говорить лишь о согласии теоретиков в том, что ошибочным является утверждение о самости как однородной, константной, полностью последовательной и унитарной (Manstead, Hewstone, 1996: 496). Постоянно отражая себя, люди в каждый конкретный момент времени схватывают лишь микрочастицу этой своей бесконечной сущности, более того, подавляющая ее часть, подобно айсбергу, остается за пределами осознания.

История развития исследований самоконцепции носила весьма противоречивый характер. После написания William James блестящей главы "Осознание себя (self)" в "Принципах психологии", прошло более 60 лет до первого ее систематического эмпирического исследования (Raimy, 1948).

Термин "самость" или "эго" был использован по отношению к "внутренней природе" или "неотъемлемой природе"(essential nature) человека (From, E.); к практике и содержанию самоосведомленности (Chein, 1944); к индивиду, известному как индивид (Hilgard, E.R.); к совокупности аттитюдов, относящихся к "I", "Me" или "Mine" опыту(James, W. ); к индивидуальной идентичности и единству личностного характера (Erikson, E.M. , 1956): к ряду мыслительных процессов, оперирующих в интересах способствования внутренним драйвам (Freud, S. , 1933); просто к личности; к всеобщности представлений и чувств индивида по отношению к себе.

Многоаспектность использования термина "самость", его частое отождествление с понятиями "Я", "Я-концепция", находят свое отражения и на существующих определениях.

По F. Bruno (1986) самость, во-первых, являет собой уникальную человеческую сущность, представленную в пространстве и во времени. Во-вторых, самость представляет своеобразное Я, Эго личности. В-третьих, она представляет ощущение собственной идентичности, отражение собственного бытия на протяжении всей истории жизни человека(1986, с. 206-207)

В последние годы в западной психологической традиции принято определение самости как сложного, динамического единства, отражающего реализующееся поведение и опосредующее и регулирующего его (Greenwald & Pratkanis, 1984; Kilhstorm & Cantor,1984; Markus & Wurf, 1987; Rosenberg, 1979; Pervin, 1990).

В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, "одноличие", "подлинность" индивида , его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей (Современная западная социология, 1990, с. 425).

Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является Я-концепция. Часто представленные попытки отождествления этих родственных понятий ошибочны. Если самость включает все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые, то Я-концепция - только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров для самооценки, саморазвития и т.п.

Понятие "Я-концепция" в западной традиции определяется как многоаспектный феномен - как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач(Carver & Scheier, 1981; Epstein, 1980; Greenwald, 1982; Markus, 1983; Schlenker, 1980; Pervin, 1990). В отечественной же традиции под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе (Психология. Словарь, 1990, с.475-476).

Представленный перечень определений как самости, так и к Я-концепции демонстрирует широкий спектр подходов, отраженных в литературе, а так же их эволюцию, что представляется особенно важным для понимания данной категории. Определение понятия предполагает и четкое очерчивание его содержания. На мой взгляд наиболее полно оно представлено в концепции M. Rosenberg (1986), частично знакомой отечественному читателю по работе И.С. Кона "В поисках себя: Личность и ее самосознание", авторское изложение которой представлено в следующем разделе.