Методика изучения Я-концепции личности

Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех остальных людей. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким же, каким я считаю себя? Если они определяют меня иначе, то, что же лежит в основе их восприятия и оценки? Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу одно из своих имен, к которому Вы в наибольшей степени привыкли (это могут быть имя и отчество, просто имя фамилия уменьшительное имя, кличка и т.п.). После этого: А. Дайте 10 Ответов на вопрос: Кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову. 1._________________________________________________________ 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ 4._________________________________________________________ 5._________________________________________________________ 6._________________________________________________________ 7._________________________________________________________ 8._________________________________________________________ 9._________________________________________________________ 10._________________________________________________________   Б. Ответьте на тот же вопрос так, как по Вашему мнению, отозвались бы о Вас Ваши отец или мать (выберите одного) 1._________________________________________________________ 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ 4._________________________________________________________ 5._________________________________________________________ 6._________________________________________________________ 7._________________________________________________________ 8._________________________________________________________ 9._________________________________________________________ 10._________________________________________________________   В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвался бы о Вас Ваш лучший друг (подруга). 1._________________________________________________________ 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ 4._________________________________________________________ 5._________________________________________________________ 6._________________________________________________________ 7._________________________________________________________ 8._________________________________________________________ 9._________________________________________________________ 10._________________________________________________________   Теперь сравните эти три набора ответов и в письменной форме и укажите следующее: 1. В чем состоит сходство?____________________________________ ___________________________________________________________ 2. Каковы различия__________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Если есть различия, то, как Вы их объясняете применительно к самому себе? В какой степени Вы ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли принимаете на себя при общении с близкими людьми? ________________________________________________________________ 4. Каким образом эти различия объяснимы исходя из индивидуальных особенностей этих других лиц, т.е. как их ожидания формируют те суждения о Вас, которые Вы им приписываете? ___________________________________________________________ 5. Укажите, какие из 10 ответов Вашей самохарактеристики (пункт 1) касались: а) физических качеств (облик, сила, здоровье и т.п.) ______________ ___________________________________________________________ б) психологических особенностей ( интеллект, эмоциональная сфера и т.п.)____________________________________________________________ в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и т.п.)___________________________________________________________ Теперь установите очередность, которую Вы считаете целесообразной при перечислении этих трех групп качеств. Остаетесь ли Вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самохарактеристики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых Вами в самом начале качеств. Прибавились ли или заменились какие-либо из них и чем Вы это объясняете?______________________________________________________________ Если Вы выполнили упражнение, то написанный Вами итог можно определить как словесное определение Вашей Я-концепции, т.е. относительно зафиксированного представления о самом себе. Тут же отметим зависимость Я-концепции от воспринимающих Вас других людей, предпочитаемого Вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих. Теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет наше отношение к ним, т.е. выяснить особенности Я как субъекта восприятия других.   Упражнение 2. Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами воспринимаемых нами людей, а не с особенностями собственного восприятия. Данное упражнение ставит целью продемонстрировать существование переменных, заключенных в нас самих и не относящихся к оцениваемым другим людям. Это наглядно проявляется в нашем отношении, часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем.   А. Вспомните двух людей, которые Вам очень нравятся (Для обозначения используйте их инициалы). Укажите пять качеств, которые Вам в них нравятся. Инициалы первого__________ Инициалы второго___________ Качества _________________________ 1. ________________________ _________________________ 2. ________________________ _________________________ 3. ________________________ _________________________ 4. ________________________ _________________________ 5. ________________________ Б. Вспомните двух людей, которые Вам совсем не нравятся. Обозначив их по той же схеме запишите их качества, которые Вам не нравятся. Инициалы первого__________ Инициалы второго___________   Качества _________________________ 1. ________________________ _________________________ 2. ________________________ _________________________ 3. ________________________ _________________________ 4. ________________________ _________________________ 5. ________________________   В. Указав эти качества, Вы сможете увидеть, в чем схожи те люди, которые Вам нравятся и не нравятся. Например, включают ли два первых списка одни и те же прилагательные (предположим, “добрый”, “щедрый”)? Произведя такое же сравнение второй пары списков, Вы увидите сходство не нравящихся Вам людей в отмеченных Вами качествах (например, “жестокий”, “косный”). Теперь сравните все четыре перечня и определите, какие личностные параметры людей заставляют вас любить их или, напротив, ненавидеть. Отметьте, какие качества людей важны для Вас, что Вы ищите в окружении и что Вас в них возмущает и отталкивает. Запишите свои выводы______________________________________________  

 

Измерения. Измерения отражают некоторые а абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я-концепции или самости как всеобщности. Примерами измерений являются самооценка, стабильность Я-концепции, самоуверенность и самокристаллизованность. Проиллюстрировать выраженность выделенных измерений Я-концепции можно на примере такого значимого личностного качества, как ум. Для понимания значимости этой характеристики для человека следует, во-первых, выяснить, как он сам оценивает себя по данному параметру (самооценка); во-вторых, является ли это отношение постоянным или изменчивым (стабильность); в-третьих, насколько уверен в этой своей характеристике человек (самоуверенность); в-четвертых, насколько четко он определяет и структурирует суждения о типе и уровне своего интеллектуального развития (самокристаллизованность); и т.п. Но эти же измерения могут быть отнесены к отношению индивида к себе, как к целому. Так, понимание Я-концепции может привести нас к выводам о том, является ли она в целом положительной, стабильной, сохраняется ли уверенность в себе по мере перемещения в жизненном пространстве, устойчива ли и кристаллизована Я-концепция.

Измерение самоуверенности или самоэффективности характеризует степень владения человека самим собой на пути достижения преследуемых целей и характеризует особенности возложения ответственности за свои действия. Rotter предложил своеобразную классификацию людей на два типа: с внутренним и внешним локусом контроля( 1966). Лица с выраженным внутренним локусом контроля проявляют тенденцию объяснения причинности собственных достижений своими способностями и усилиями, лица же с внешним локусом контроля склонны возлагать ответственность на внешние обстоятельства. По аналогии FranksиMarolla предложили различать внутреннюю и внешнюю самооценку (1976, c. 324 - 341). Внутренняя самооценка проявляется в склонности приписывать причинность своим способностям, внешняя самооценка - во внешнем мире. Проблема самоэффективности исследовалась A. Bandura, проанализировавшим особенности ее формирования и техники развития. Самоуверенность и самооценка представляют различные измерения. Самооценка отражает степень принятия человеком самого себя, уважения к себе, значимость.

Фокусы внимания. Фокусы внимания относятся к сфере центральности Я-концепции в поле сознания индивида применительно к тем или иным ситуациям. Они позволяют выявить место, которое занимает Я-концепция в сознании человека: сосредоточенно ли его внимание преимущественно на себе или на внешнем мире, озабочен ли он своими внутренними качествами или особенностями своей самопрезентации и т.п. Фокусы внимания ассоциируются с такими категориями как "само-осведомленность", "само-направляемое внимание" и "самро-фокусирование".

Duval и Wicklund (1972) формулировали теорию самоосведомленности, часто определяемую как объективная самоосведомленность, в соответствии с которой человек рассматривается как объект собственного анализа. Этот анализ или фиксация внимания на определенных аспектах собственного Я приводит к определению интернализованных аттитюдов, ценностей, морали, физического бытия, наконец, на более неопределенном образовании, каким и выступает самость. Как только в плоскости внимания оказывается определенный аспект самости в область анализа включаются связанные с ней характеристики. Так, например, затяжка на колготках сразу включает рефлексию внешнего облика с акцентом на оценку публичной самости. Интересно отметить, что пока человек не обращает внимания на эту субъективно негативно характеризующую его деталь внешнего облика он чувствует себя относительно. Фиксация же в сознании наличия доступным другим дефекта формирует в самосознании гипертрофирование роли данного негативного аспекта в характеристике самости с точки зрения оценивающих других. Как следствие, человек теряет непроизвольность управления своим внешним обликом, начинает прятать дефект и, как это ни парадоксально, сам выдает себя. В данном случае внешний наблюдатель фиксирует в своем сознании элемент искусственности в поведении наблюдаемого и начинает придирчиво выяснять его причину. В случае фиксации негативной моральной самохарактеристики часто используется другая стратегия - проявляющаяся либо в избегании ситуаций возможной оценки морального Я, либо дискредитация оценщика.

В этой связи Duval и Wicklund различают объективнуюи субъективную самоосведомленность. Субъективная самоосведомленность представляет состояние сконцентрированности сознания на внешних по отношению к индивидуальному сознанию событиях, личной истории, в то время как объективная самоосведомленность сфокусирована исключительно на самости личности. Как отмечают эти же исследователи, можно говорить о наличии хронических индивидуальных различий в самоосведомленности.

Резюмируя можно отметить, что механизм самоосведомленности способствует своеобразному введению самости в ролевую игру. Человек, концентрирующийся на себе начинает действовать в соответствии с интернализованными аттитюдами и моральными стандартами. Противоречия между данными стандартами и реальным поведением включаясь в плоскость осознания начинают преодолеваться с той степенью интенсивности, в которой личность оценивает их значимость для себя самой в данной конкретной ситуации.

Области.Области Я-концепции включают ее широкие пласты или сферы к которым относят "телесное" и "социальное"; "внутреннее" и "внешнее"; "сознательное" и "бессознательное"; "аутентичное" и "неаутентичное"; "эго" и "эго-протяженность" и т.п. Большая часть перечисленных областей Я-концепции достаточно хорошо известна читателю и поэтому я не буду останавливаться на их подробной расшифровке, тем более что отечественный читатель может познакомиться с ней в книге И.С. Кона (1984). Особый интерес представляют области аутентичного - неаутентичного и эго-протяженности.

Аутентичное обычно определяется как осознаваемое человеком как относящееся к его самости. Это своеобразное искреннее согласие человека с тем, что такого рода особенности присутствуют в структуре его Я-концепции. Причем, аутентичное далеко не всегда ассоциируется с положительными характеристиками. Человек может осознавать свою неискренность, необязательность, несдержанность, непунктуальность и т.п. Точно так же обстоит дело и с неаутентичным - осознаваемым человеком как не характерное для себя, но предъявляемым в соответствии с ситуативно решаемыми задачами. Примером чего является повышенная интеллигентность в присутствии особо значимого лица. Предъявляя это идеальное Я человек может осознавать что в реальной жизни и при других обстоятельствах он далеко не всегда соответствует данному идеалу и это-то осознание собственной неаутентичности может вносить в сознание элементы эмоционального напряжения. Хотя и в данном случае процесс осознания собственной неаутентичности далеко не столь одномерен. Человек может идентифицироваться с неаутентичным и искренне "верить" что как раз оно и является аутентичным. Хорошей иллюстрацией сказанному являются романтические взаимоотношения в которых партнеры, особенно на первых порах, стремятся создать образ идеальных рыцаря и принцессы, демонстрируя набор качеств, которые далеко не всегда предполагается воспроизводить в будущем. Общей особенностью такого рода идеализированных самопрезентаций является осознание партнером элементов собственной неаутентичности при наивной уверенности, что партнер как раз аутентичен и таким будет всегда. В частности, именно на этом обстоятельстве основаны многочисленные прозрения, сопровождаемые предъявлением искренних претензий и обвинений в адрес друг друга.

Область эго-протяженности охватывает круг объектов (одушевленных и неодушевленных) сопричастных к самости человека и косвенно характеризующих ее. Это и родители, и родственники, и ВУЗ, квартира, книги, увлечения, горд и многое, многое другое, оказывающее определенное влияние на становление личности и косвенно характеризующее его внутренние психологические особенности. Так, квартира человека дает определенную характеристику таким его особенностям как аккуратность, вкус и т.д. Родители так же создают некоторые основания для характеристики возможных особенностей их детей. Не случайно в народной мудрости присутствует убеждение о возможности точного прогноза в отношении будущего поведения жениха или невесты на основе анализа взаимоотношений между их родителями. Определенные основания для такого рода утверждений конечно же имеются. Именно родители часто выступают в качестве эталонов или моделей для решения определенного класса задач и именно они формируют огромное количество поведенческих алгоритмов, схем и эвристик в последующем воспроизводимых при решении сходных задач. Причем, вооружение подобного рода поведенческой алгоритмикой часто является основанием будущего проблемного поля детей, обусловленного ее неадекватным применением. В любом случае можно констатировать, что область эго-протяженности является крайне важной и информативной в отношении Я-концепции человека.

Плоскости.Под плоскостями Я-концепции обычно понимают уровни ее осмысленности. Люди склонны рассматривать себя такими, какими они являются в реальности, какими они могли бы быть в идеале, в динамике, в глазах других людей и т.д. Наряду с этим Я-концепция включает в себя плоскости реального, возможного, фантазии, морали, исполнения и т.п.

В зависимости от обстоятельств у них может доминировать та или иная плоскость. Важен вопрос соответствия или согласованности различных плоскостей друг с другом, их противоречия и взаимопересечения. Соответственно различаются образы Я-реального, Я-динамического, Я-воображаемого, Я-фантастического, Я-должного и Я-представляемого. Эти образы как бы характеризуют представления человека о том, каким он видит себя в данный момент; какое Я кажется ему возможным; кем он воображает себя; каким он хотел бы стать; каков образ его морального Я и т.п. Каждый такой образ формирует своеобразную когнитивную схему, имеющую собственную систему координат.

Плоскости могут пересекаться друг с другом, входить в конфликты друг с другом. Им из наиболее распространенных конфликтов такого рода является конфликт морального или идеального Я с Я-реальным.

Особую роль играет плоскость исполняемого или самопрезентации - образ, представляемый для окружающих. Он строится, как правило, с учетом особенностей саморефлексирования, идентификации с адресатом предъявления и часто рассогласовывается с Я-реальным. Плоскость презентации наиболее полно разработана в работах Goffman и Swann и будет подробно представлена в разделе, посвященном социальному познанию и объяснению.

Мотивы. Мотивы или импульсы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции столь же многообразны. Люди предпочитают высокую самооценку низкой, ясное представление о себе - размытому, стабильную Я-концепцию - изменчивой, ощущение высокой самоэффективности низкому и т.п. Многими авторами в качестве ведущих мотивов Я-концепции называют мотивы самоуважения и самосоответствия.

Отношение человека к себе никогда не бывает безразлично-нейтральным, незаинтересованным, причем, по словам И.С. Кона (1984), эмоциональная тональность, направленность (как положительная, так и отрицательная) и интенсивность этих чувств пронизывают все сферы человеческой жизнедеятельности. Позитивное самоотношение является условием психологического благополучия и, в конечном итоге - "психологического здоровья" человека. Согласно Steele (1988), люди обладают ярко выраженной потребностью в самоутверждении, потребности в позитивном представлении себя и своих позитивных особенностях, свойствах и качествах. Снижение самоуважения в каком-либо аспекте может быть компенсировано повышением самооценки в другом. Последнее обстоятельство иллюстрирует распространенную тенденцию людей к поиску сильных сторон и всяческому подчеркиванию их как перед самими собой, так и перед другими.

Существует множество возможностей позитивизации образа собственного Я и связанного с ним самоотношения. Одной из наиболее часто используемых является способность избирательной переработки как поступающей извне, так и зафиксированной в структурах памяти информации. Другая возможность представлена в избирательном атрибутировании (причинном обосновании) позитивного характера совершаемых действий, в том числе и очевидно социально не одобряемых. Этот процесс стал специальным объектом рассмотрения Markus (1990), в рамках его концепции возможных самостей, суть которой будет изложена выше. Смысл подхода сводится к тому, что обладая большим числом возможных самостей или Я-концепций, люди мотивированы на использование желаемых и игнорирование нежелаемых. Во многих исследованиях, да и в эмпирическом опыте представлено множество примеров того, как человек проявляет исключительные "творческие способности" для вытеснения, рационализации, т.е. оправдания, совершенных негативных деяний, могущих отразиться на позитивном самоотношении.

Эта же тенденция к поддержанию и развитию позитивного самоотношения характерна и для сферы межличностных взаимоотношений. Tesser (1988) в своей модели сохранения самооценки показал зависимость самооценки от следующих трех переменных: исполнения, близости и уместности. В этих трех переменных отражается тенденция людей к демонстрации собственной успешности в деятельности, наличии связей с сильными мира сего, наконец, значимости осуществляемого поведения для собственной самооценки. Вместе взятые они подчеркивают значимость публичной самости, обусловливающей достаточно сильную зависимость людей от общественного мнения. Понятно, что в данном случае речь идет не об общественном мнении как некоей абстрактной данности, а о мнении конкретного значимого окружения, от которого во многом зависит собственное благополучие. Причем, эта зависимость затрагивает и плоскость эго-протяженности, чем, в частности, объясняется стремление людей соответствующим образом принять гостей, не "ударить в грязь лицом" во внешнем облике себя и своих детей, презентируя их значимым другим и т.п.

Столь же важно и чувство постоянства собственного Я, позволяющее поддерживать и сохранять устойчивость сложившейся "схемы самости", даже при условии ее иллюзорности и неадекватности. Именно стабильность и представляет своеобразную основу для прогнозирования своего поведения, ориентирования в будущем развитии событий. Swann (1987) в своих работах по теории самоверификации показывает наличие поддержания обратной связи по уточнению образа собственного Я, причем самоверификации избирательной, позволяющей фиксировать устраивающие самоподтверждения и игнорировать или дискредитировать не подтверждающие.

В социальной психологии имели место так же многочисленные попытки интеграции описанных конкурирующих базовых мотивационных сил в адекватное описание само мотивации. Одна из гипотез подчеркивает аффективный характер мотива на позитивное самоотношение, проявляющегося в гибкости и пластичности проявлений образа Я, и когнитивном - мотива к само стабильности. Другая гипотеза выдвигает объяснения посредством определения необходимости некоего стабилизирующего начала для само определенности и динамического для саморазвития. Здесь же следует иметь в виду и индивидуальные особенности, проявляющиеся в экстра- или интравертированности. По-видимому, для экстравертов характерна большая динамичность, в то время как для экстравертов - большая само стабильность.

Представленный обзор структуры и содержания Я-концепции не носит некоего законченного и исчерпывающего характера. В данном случае основной целью была демонстрация находок, накопленных в социальной психологии в отношении описания различных конституирующих Я-концепции и их соотношения друг с другом.