Формирование Я-концепции личности.

 

Сегодня считается достаточно признанной невозможность рассмотрения самости вне ее взаимосвязи с влиянием социального окружения. Более того, существует достаточно много радикальных подходов, рассматривающих самость как чистый продукт социального окружения (Markus и Cross, 1990: 577-591). Предтечей такого подхода является James, выделивший социальную самость в качестве одного из аспектов единой самости. Cooley, в своей концепции зеркальной самости рассматривает ее как производную соотнесения себя с точками зрения значимых других. Baldwin формулирует более комплексный взгляд на социальную природу самости, представляя ее не как пассивную рефлексию себя в глазах других, а как активный процесс взаимодействия Я-концепции со взглядами на ее значимых других, приводящий к образованию их гармонического единства Особая роль в развитии представлений о социальной сущности самости принадлежит Mead, подчеркивавшему, что индивид становится социальной сущностью только включая в мир собственного Я мир оценок его другими людьми, соотнося собственные оценки и действия с реакциями на них со стороны значимых других, включая их в самих себя. Развитие идей о межличностной или интерперсональной самости связано так же с именами Sullivan, Bowlby и другими исследователями.

На сегодняшний день в рамках различных психологических традиций и школ накоплен огромный фактический материал со всей очевидностью демонстрирующий зависимость как самости в целом, так и Я-концепции, в частности, от значимого социального окружения. Причем эти доказательства получены психологами, работающими в области психологии развития (Stern, Trevarthen), зоопсихологами (Gallup), теоретиками объектных отношений (Machler, Kernberg, Fairbairn) и другими.