А. О. АЕЗАРНО-СТАРШИЙ. «Семейный портрет художника». 1827 г. (ГРМ).

Автор картины — француз по происхождению. Его можно встретить в истории русского искусства в разделе «Россика» — он жил и работал в России почти 18 лет.

Выделяемые признаки

1. Состав семьи

На картине изображена полная семья, состоящая из пяти членов: отца (автора произведения), его жены, их двух дочерей и сына (А. А. Дезар-но-младший).

2. Пространственное расположение фигур на картине
2.1. Ближний/дальний план. Центр композиции

В центре композиции расположен мольберт с находящимся на нем холстом.

2.2. Расстояние между членами семьи

Фигуры автора картины и его жены расположены в отдалении друг от друга. Дочери находятся очень близко от матери (и, соответствен­но, значительно дальше от отца), а сын стоит рядом с отцом (за его спиной) и далеко от матери.

2.3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи
Между матерью с дочерьми и отцом с сыном стоит мольберт с хол-
стом.

2.4. Взаимная ориентация фигур

Взгляд одной из дочерей направлен в сторону матери, она пытается как бы заглянуть ей в лицо. Сын, стоящий за спиной отца, ориентиро­ван в его сторону. Остальные члены семьи ориентированы на зрителя.

2.5. Ориентация фигур относительно зрителя

Взгляд автора картины, его жены и одной из дочерей направлен на зрителя.

6. Наличие изолянтов

7. Деление членов семьи на группы

На этой картине отчетливо видно деление семьи на две группы: 1) мать с дочерьми и 2) отец с сыном.

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

Фигура сына (стоит в полный рост) превосходит по высоте фигуры остальных членов семьи.

2. Пропорции

3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

Автор картины с женой сидят в креслах. У отца в правой руке — кисть, а в левой — палитра. Сын стоит за спиной отца. Одна из дочерей стоит рядом с матерью с левой стороны от нее, другая сидит с правой стороны от матери.

4. Эмоциональный фон

Эмоциональный фон нейтральный, положительные эмоции не вы­ражены.

5. Наличие контакта, включенность в общее действие

Можно отметить наличие тесного контакта между одной из доче­рей и матерью (дочь держит за руку мать), другую девочку мать обни­мает. Между детьми контакта нет.

Заключение. На картине представлен типичный вариант протестант­ской модели семьи (см. сравнительную схему): тесная связь между от­цом и сыном, сын доминирует, мать с дочерьми отдалены от них. Это прекрасная иллюстрация проникновения протестантского типа семей­ных отношений в русскую дворянскую культуру.

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. «Семья герцога Осуна». 1788 г., (Мадрид, Прадо)

На картине Гойи — образ католической семьи. Особенно хорошо за­метна выраженность ответственности отца (герцога Осуна) за свое се­мейство (его фигура значительно выше фигур остальных персонажей). Мать с детьми образуют две группы, равноудаленные от фигуры отца: это мать с маленькими детьми с одной стороны и старшая дочь с другой стороны. Все члены семьи расположены достаточно близко друг к дру­гу, что свидетельствует о психологической близости, существующей между ними. Особо следует подчеркнуть близость отца и старшей доче­ри — такие отношения практически отсутствуют на картинах, на кото­рых изображены протестантские типы семейных отношений.

Интересно отметить, что на этой картине прослеживается тенден­ция, характерная для семейных отношений в позднем католицизме. Модель семьи преобразуется в сторону паритетности отношений «ре­бенок, мать, отец» и даже в направлении уменьшения доминантной роли отца при сохранении его ответственности за семью.

Ц. М. СЛАВЯНСКИЙ. «Семейная картина (На балконе)». 1851 г. (ГРМ)

Выделяемые признаки

1. Состав семьи

На картине изображена полная семья, состоящая из пяти членов: отца (мужа), матери (жены), троих детей. На рисунке также изображена жен­щина, занимающаяся воспитанием детей (гувернантка, няня).

2.Пространственное расположение фигур на картине

2.1.Ближний/дальний план. Центр композиции

На ближнем плане нарисована девочка (дочь). На дальнем плане — мать с младшим ребенком.

2.2.Расстояние между членами семьи

Отец, мать и няня равноудалены друг от друга (их фигуры на карти­не расположены в форме треугольника). Старший сын находится меж­ду родителями и няней, но чуть ближе к отцу. Дочь находится близко к няне и одинаково далеко от отца и матери (дальше, чем старший сын). Младший ребенок — на коленях у матери.

3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи

4. Взаимная ориентация фигур

Отец обращен в сторону младшего ребенка, сидящего на коленях у его жены. Старшие дети не ориентированы друг на друга.

5. Ориентация фигур относительно зрителя На зрителя взгляд обращен только у дочери.

6. Наличие изолянтов

7. Деление членов семьи на группы

На этой картине можно выделить 2 группы: это двое старших детей, находящихся под наблюдением няни, и обращенные друг к другу отец и мать (у которой на руках находится младший ребенок).

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

По высоте фигура отца превосходит остальных членов семьи.

2. Пропорции

3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

Отец стоит, повернувшись в сторону жены с ребенком, его правая рука на бедре, в левой — палитра. Старший сын сидит верхом на игру­шечной лошади. Все женские персонажи на этой картине сидят.

4. Вид изображения

1. На фоне пейзажа, в интерьере

2. Статическое (или динамическое) изображение Взрослые члены семьи изображены в статичных позах. Дети —

в движении.

5. Эмоциональный фон

Общий эмоциональный фон позитивный.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие

Фигуры всех членов семьи (не считая матери с младенцем на ру­ках) изображены отдельно друг от друга. Старшие дети увлечены иг­рой, но при этом каждый из них играет в свои игушки.

H. ЛАРЖИЛЬЕР. Автопортрет с семьей. Ок. 1710-1712 г.
(Париж, Лувр)

Выделяемые признаки

I. Состав семьи

На картине изображена семья, состоящая из трех членов: отца (му­жа), матери (жены) и дочери.

2. Пространственное расположение фигур на картине

2.1. Ближний/дальний план. Центр композиции

В центре композиции изображена дочь. Все члены семьи располо­жены на переднем плане, отец чуть ближе.

2.2. Дистанция между членами семьи

Дистанция между мужем и женой больше, чем между матерью и дочерью. Дочь изображена между отцом и матерью, хотя ближе к ма­тери, чем к отцу.

3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи Предметы, разделяющие членов семьи, отсутствуют.

4. Взаимная ориентация фигур

Фигура и взгляд матери обращены в сторону мужа, фигура дочери также ориентирована в сторону отца, хотя взгляд направлен вверх.

2.5. Ориентация фигур относительно зрителя
Взгляд отца направлен на зрителя.

2.6. Наличие изолянтов

2.7. Деление членов семьи на группы
Семья представляет собой единую группу.

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

По высоте все персонажи равновелики, хотя фигура дочери чуть выше остальных членов семьи.

2. Пропорции

3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

 

4. Вид изображения

1. На фоне пейзажа

2. Статическое изображение

5. Эмоциональный фон

Общий эмоциональный фон скорее позитивный.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие Все члены семьи слушают пение дочери.

Заключение. На картине отражена католическая модель семьи (мать ориентирована больше на отца, хотя ближе к дочери), однако здесь уже заметно влияние протестантских семейных нравов, получивших рас­пространение среди французской аристократии в XVIII в.

В. А. ГОЛИКЕ. Портретная группа. 1834 г. (ГРМ)

Творческая биография художника неразрывно связана с работой приехавшего в Россию английского портретиста Дж. Доу, изображен­ного на полотне рядом с автором. Голике проработал в мастерской Доу 6 лет, сделав за это время колоссальное количество копий его работ. К английскому живописцу автор явно испытывал привязанность.

Выделяемые признаки,

1. Состав семьи

На картине изображена семья, состоящая из пяти человек: автора картины, его отца, двух его детей и жены (не считая изображенного рядом с автором Доу).

2. Пространственное расположение фигур на картине

2.1. Ближний/дальний план. Центр композици

В центре композиции находится сам автор. На переднем плане изоб­ражены двое его детей. На дальнем плане расположена фигура жены.

2.2. Расстояние между членами семьи

От фигуры автора картины равноудалены фигуры его отца и Доу, причем две последние так близко расположены друг к другу, что мож­но предположить, что они символизируют собой объединение отца духовного (коим для автора, возможно, являлся Доу) и генетического. Дети расположены близко друг к другу, причем расстояние между ними и отцом значительно меньше, чем расстояние между ними и ма­терью. Фигура жены (матери) расположена одинаково далеко от всех остальных персонажей, причем если последние обращены к ней спи­ной, то она обращена в их сторону лицом.

3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи

4. Взаимная ориентация фигур

Старик-отец обращен в сторону автора картины. Дети обращены лицом к отцу и спиной к матери.

2.5. Ориентация фигур относительно зрителя

На зрителя ориентированы Доу и младший ребенок автора картины.

2.6. Наличие изолянтов

Изолированной от других членов семьи выглядит фигура жены ав­тора.

2.7. Деление членов семьи на группы

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

Самая крупная по высоте и по объему фигура Доу. Очень высоко расположена фигура жены автора, но по объему она наименьшая.

3.2. Пропорции

Относительно фигур отца и особенно матери дети выглядят очень крупными.

3.3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

 

4. Вид изображения

1. На фоне пейзажа

2. Дети изображены в движении, остальные фигуры статичны

5. Эмоциональный фон

Эмоциональный фон трудно определить, так как он неоднороден. Автор картины выглядит жизнерадостным и романтичным человеком. Жена же его выглядит печальной и скучающей.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие.

Автор картины изображен рисующим, его отец наблюдает за дей­ствиями сына. Дети независимо от взрослых совместно играют.

Заключение. Эта картина иллюстрирует протестантский тип се­мейных взаимоотношений. Отец доминирует, дети ближе к нему, мать отдалена от семьи вообще, равно от мужа и от детей.

Отражение на картине близости автора и его английского настав­ника Доу как нельзя лучше демонстрирует проникновение западноев­ропейских влияний в русскую культуру (в частности, протестантской семейной морали).