В творчестве Рябушкина отчетливо проявились особенности русской исторической живописи конца XIX — начала XX в., отмеченной большим интересом к наиболее исконной и самобытной допетровской Руси.
Интересно отметить, что в каталоге 2-й выставки Общества художников исторической живописи, на которой впервые экспонировалась картина, она была названа «Тип купеческой семьи XVII в.». Картина дошла до нас в несколько измененном виде. Первоначально старшая дочь была изображена невестой в фате, затем художник частично переписал ее фигуру,
Выделяемые признаки
1. Состав семьи
На картине изображена полная семья, состоящая из пяти человек: купца, его жены и троих детей.
2. Пространственное расположение фигур на картине
1. Ближний/дальний план. Центр композиции В центре композиции — глава семейства (отец).
2. Расстояние между членами семьи
Супруги расположены рядом друг с другом. Мать и старшая дочь находятся по разные стороны от отца и равноудалены от него. Младший ребенок находится на руках у матери. Средняя дочь расположена рядом с матерью слева от нее, она ближе к матери, чем к отцу.
3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи
4. Взаимная ориентация фигур
5. Ориентация фигур относительно зрителя Фигуры всех членов семьи ориентированы на зрителя.
6. Наличие изолянтов
■
2.7. Деление членов семьи на группы
Семья представляет собой единую группу.
3. Особенности графической презентации фигур на картине
3.1. Величина фигур
По высоте остальных персонажей превосходит старшая дочь, далее в порядке убывания по высоте следуют средняя дочь, мать, отец, младший ребенок. По объему фигура отца наиболее крупная.
2. Пропорции
3. Поза, жесты, мимика, пантомимика
Все члены семьи изображены торжественно неподвижными, с невыразительными лицами, слоенопозируют перед объективом.
4. Вид изображения
1. На фоне пейзажа, в интерьере
2. Статическое изображение
5. Эмоциональный фон
Эмоциональный фон трудно определить, так как лица персонажей достаточно невыразительны.
6. Наличие контакта, включенность в общее действие
Заключение. Эта картина отражает типичные семейные отношения в купеческих семьях, истоки которых — в языческой и православной культурной традициях. Характерно, что в портретах купеческих семей нигде не отражены связи между отцом и детьми (дети всегда отдалены от отца).