Э. ГЕСФЗ ЕР. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).

Выделяемые признаки 1 Состав семьи

На картине изображена семья, состоящая из семи человек: отца, матери, четверых детей (или троих?) и престарелой женщины (воз­можно, матери мужа или жены).

2. Пространственное расположение фигур на картине

2.1. Ближний/дальний план. Центр композиции

На переднем плане расположен отец с младшей дочерью.

2.2. Расстояние между членами семьи

Дистанция между супругами достаточно велика. Двое детей нахо­дятся ближе к матери, а одна из дочерей ближе к отцу.

3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи

4. Взаимная ориентация фигур

Все дети ориентированы в сторону отца.

5. Ориентация фигур относительно зрителя Взгляд жены и одной из дочерей обращен на зрителя.

6. Наличие изолянтов

Изолянтами на картине являются престарелая женщина и одна из дочерей.

2.7. Деление членов семьи на группы

Не считая изолянтов, на картине можно выделить две группы фи­гур: 1) мать с двумя детьми и 2) отец с одной из дочерей.

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

По высоте фигура матери с младенцем на руках превосходит осталь­ных персонажей, далее по высоте следуют отец с бабушкой и затем дети.

2. Пропорции

3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

Отец гладит по голове прильнувшую к его колену дочь.

4. Вид изображения

1. В интерьере

2. Статическое изображение

5. Эмоциональный фон

Общий эмоциональный фон позитивный.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие

Можно отметить наличие влечения детей к отцу и их взаимный кон­такт.

Заключение. Данная картина является иллюстрацией типичной мо­дели протестантской семьи: доминирующий отец, рядом с ним дети (даже совсем маленький ребенок, находящийся на руках у матери, тя­нется к отцу) и в отдалении — жена.

К. Л. ПРЖЕЦЛАВСКИЙ. Семейство бедного художника и покупатель картин. 1857г. (ГРМ)

Выделяемые признаки

1. Состав семьи

На картине изображена семья, состоящая из четырех членов: мужа, жены, их ребенка и матери одного из супругов.

2. Пространственное расположение фигур на картине

2.1. Ближний/дальний план. Центр композиции

На переднем плане находится художник — отец семейства.

2.2. Расстояние между членами семьи

Отец расположен ближе к покупателю картин, чем к членам своей семьи. Жена с дочерью и мать расположены ближе друг к другу, чем к отцу.

3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи Предметов, разделяющих членов семьи, на картине нет.

4. Взаимная ориентация фигур

Отец обращен спиной к своим домочадцам.

5. Ориентация фигур относительно зрителя

6. Наличие изолянтов Изолянтов на картине нет.

7. Деление членов семьи на группы

Четко выраженного деления на группы нет, хотя жену с дочерью и мать можно рассматривать как группу, отдельную от самого худож­ника.

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

По высоте наблюдается следующая иерархия персонажей: отец, его жена, мать одного из супругов (бабушка), дочь.

3.2. Пропорции

Наиболее объемна фигура престарелой матери одного из супругов.

3.3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

4. Вид изображения

1. В интерьере

2. Скорее динамическое изображение

5. Эмоциональный фон

Эмоциональный фон негативный, особенно выражен среди женских персонажей.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие
Контакта между женскими персонажами и отцом нет.