Общенаучная проблема соотношения теоретического и эмпирического в познании

 

Набор фактов еще не является научным знанием, также как груда кирпичей не есть дом

Жюль Анри Пуанкаре

 

Ученый без фактов – все равно, что святой, не совершивший чуда

Иван Петрович Павлов

 

Изучая психологическую науку, вас, наверно, приводит в недоумение существование различных направлений, глубина их отличий, а также невозможность совмещения их положений. Общая проблема лежит в источниках и схемах познания, на которые ориентируется психологическая наука. Дело в том, что нет единых (единственных) источников знания и нет общепринятых схем познания. Наука не построена на едином основании. Традиции построения психологических теорий, проведения количественных и качественных исследований возникли в тесной связи с ориентациями на те или иные философские традиции.

По мере того, как философы обнаруживали все большее количество источников знания и находили в их пользу убедительные аргументы, ученые создавали все большее количество научных направлений. К настоящему времени процесс познания как процесс получения нового знания о действительности имеет дело с одной из существенных проблем: не столько с тем, что мы познаем, а с тем, как мы познаем эту действительность.

Все стратегии, подходы и формы познания в науке, в том числе и в психологии можно разделить по основанию доминирования теоретического или эмпирического подхода. Одни стратегии подчеркивают роль теоретического знания о действительности (гуманитарная психология); другие, напротив, делают акцент на истинности знания и признают возможность его верификации через его эмпирические формы (бихевиоризм, экспериментальная когнитивная психология).

Прежде чем мы детально рассмотрим особенности теоретического и эмпирического знания, обозначим существенные различия между ними. Теоретическое знание, если оно восходит к высоким уровням абстракции, претендует на широкие обобщения и оформляет их в виде научных программ и метатеорий, порождает картину мира более связной и целостной[19], в то время как эмпирическое знание претендует на частные обобщения в пределах устанавливаемых им фактов. Поскольку эмпирически добываемые факты являются разрозненными, это порождает фрагментарную и дифференцированную картину мира.