Теоретическое знание

Теоретическое знание в науке – это внутренне непротиворечивая система взглядов, идей, представлений о какой-либо части реальности, характеризующаяся высокой степенью обобщенности. Теоретическое знание представлено в форме моделей, концепций, теорий, метатеорий, принципов, классификаций, типологий. Например, теория акцентуаций, принцип единства сознания и деятельности, теория отражения, теория типов темперамента и др.

Без теорий забывания, личности, стресса, психических бо­лезней и тому подобного психологи утонули бы в море разрозненных фактов. Приводя в си­стему разрозненные факты, теория упро­щает объекты и явления.

Ж.Е. Мортон упо­добляет процесс создания теории с игрой-мозаикой: ее разрозненные кусочки соединяются друг с другом, при этом вырисовывается определенная картина, даже если соединены не все части мозаи­ки. Например, теория депрессии превра­щает бесконечные наблюдения за этим явлением в реестр связанных меж­ду собою положений. Скажем, обычно мы наблюдаем, как люди в состоянии депрессии вспоминают свое прошлое, описыва­ют настоящее и предсказывают будущее в самых мрачных красках. Поэтому мож­но заключить, что в низкой самооценке скрывается первоначальная причина деп­рессии. Чем дальше, тем понятнее: принцип самооценки объединяет долгий спи­сок сведений о состоянии.

Теоретическое знание – это результат работы мышления исследователя, в отличие от эмпирического знания как результата чувственного восприятия наблюдаемых явлений и событий.

В.Н. Дружинин описывает следую­щие основные компоненты теории:

· исходная эмпирическая основа (факты, эмпиричес­кие закономерности);

· базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;

· логика теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;

· множество выведенных в теории утверждений, которые состав­ляют основное теоретическое знание.

Построение теории служит двум главным целям. Одна состоит в предсказании событий и явлений, другая заключается в том, чтобы объяснить или сделать понятными уже известные факты, события, явления. Предсказательная мощность является основным показателем эффективности теории. Тео­рия создается не только для того, чтобы описать реальность, которая послужила основой для ее построения: ценность теории заключается в том, какие явления реальности она может предсказать и в какой мере этот прогноз будет точным. Наи­более слабыми считаются теории ad hoc (для данного случая), позволяющие по­нять лишь те явления и закономерности, для объяснения которых они были разработаны. Иногда предсказание и объяснение рассматриваются как тождественные процессы научного мышления, отличающиеся только во временной перспективе. Предсказание направлено от данного положения дел к будущему, объяснение же обычно направлено от настоящего к прошлым событиям[20].

Л. Хьелл и Д. Зиглер выделили следующие показатели эффективности теории:

· открытость теории для эмпирической проверки;

· внутренняя согласованность компонентов теории;

· широта охвата теории объясняемых ею явлений реальности;

· эвристическая ценность (способность теории инициировать проведение дальнейших исследований);

· экономичность (способность теории меньшим количеством компонентов объяснять наибольшее количество явлений реальности);

· практическая значимость теории.

Можно выделить два способа построения теоретического знания: гипотетико-дедуктивный и аксиоматический. В основе первого лежат предположения, имеющие эмпирическую, индуктивную основу; в основе второго — система аксиом, необходимых и достаточных, но недока­зуемых в рамках теории. Примерами гипотетико-дедуктивной (эмпирической) теории выступают 16-факторная теория личности Р. Кеттелла, двухфакторная теория личности Г. Айзенка, концепция формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, концепция полимодального Я Л.Я. Дорфмана, теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина – Б.А. Вяткина и др. Примеры аксиоматических теорий: теория личности А.Г. Асмолова, положение о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского и др.

Л. Хьелл и Д. Зиглер предложили следующие аксиоматические положения, лежащие в основе различных теорий о природе человека[21]:

свобода – детерминизм

рационализм – иррационализм

проактивность – реактивность

целостность (холизм) – элементализм

изменчивость – константность

биологическое – социальное

познаваемость – непознаваемость

Принципиальной особенностью аксиоматических теорий в отличие от гипотетико-дедуктивных является недоступность их основных положений проверке на соответствие реальности, т.е. недоступность тестированию опытным (эмпирическим) путем. Отсюда аксиоматические теории, предлагающие описание и объяснение какого-либо фрагмента реальности, могут, как совпадать в действительности с этой реальностью, так и не совпадать с ней. Они мало чем отличаются от умозрительных рассуждений.

Последователи критического рационализма полагают, что экспериментальные результаты, противоречащие прогнозам теории, должны привести ученых к отказу от нее. Однако на практике эмпирические данные, не соответствующие теоретиче­ским предсказаниям, могут побудить теоретиков к совершенствованию теории — созданию так называемых «пристроек». Теории необходима «живучесть», поэтому на каждый контрпример, на каждое экспериментальное опровержение она должна от­вечать изменением своей структуры, приводя ее в соответствие с фактами.

Но какой бы разумной ни была теория, мы должны проверить ее. Хоро­шая теория предусматривает существова­ние предположений, которые потом будут проверены на практике, и называются они гипотезами. Такие прогнозы, или предви­дения, направляют все научное исследова­ние и дают возможность проверки и усовершенствова­ния теории.

Рассмотрим ситуацию с другой стороны.