Историческое развитие представлений о предмете психологии человека

Развитие психологии в границах философии и естество­знания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.

Различие в подходах к объяснению психики человека выявились на самых начальных этапах истории науки и культуры. Такое различие хорошо прослеживается на при­мере сравнения взглядов древнегреческих мыслителей Демокрита и Платона.

По Демокриту, первооснову мира составляют атомы. В результате процессов соединения атомов возникает все многообразие мироздания, включая человека. Душа живот­ных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит их атомов, отличающихся сво­ей формой и чрезвычайной подвижностью. Эти атомы круг­лые, гладкие и родственны атомам огня. Они проникают в тело при вдыхании. Когда душевных атомов становится слишком мало, наступает смерть. В голове человека нака­пливаются наиболее подвижные атомы, которые своим дви­жением определяют течение познавательных процессов —


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



ощущения, восприятия, мышления. В области сердца со­средотачиваются менее подвижные атомы круглой формы, связанные с эмоциональными и аффективными состояния­ми. Атомы, скапливающиеся в области печени, определя­ют влечения, стремления, потребности. В организации по­ведения велика роль подражания и привычки. Подражая пауку, человек научился ткацкому ремеслу, а подражая пти­цам — языку и пению. Образование речи связано также с подражанием звукам, издаваемым животными.

В отличие от Демокрита, мир, все сущее, по Платону, состоит из трех сторон: бытия, чувственного мира и не­бытия. Бытие — это мир идей, небытие — материальный мир, состоящий из четырех стихий — воды, земли, возду­ха и огня. Мир чувственных вещей является результатом проникновения бытия в небытие. Поэтому конкретные вещи есть искаженное подобие идей, их тени. Все види­мое изменчиво и скоротечно, а идеи вечны и неизменны. Высшей идеей является идея блага. Идея блага составля­ет мировую душу, которая вместе с душой зла дает начало всему. Душа человека существует до его рождения и по­сле его смерти. Она может переселяться в другое тело. Вы­деляется высший и низший уровень души. Высшая душа является основой мудрости и управляет низшей душой и телом. У человека высшая душа обитает в головном моз­ге. Низшая душа подразделяется на низшую благородную и низшую вожделенную, которые соответственно локали­зуются в сердце и печени. Благородная душа включает область аффективных состояний и стремлений, связана с волей, мужеством, храбростью и т. п. Вожделеющая душа включает сферу потребностей, влечений и страстей. Люди различаются между собой по преобладанию у них той или иной души. Таким же образом различаются целые наро­ды, в частности преобладание разумной души отводится грекам, благородной — народам севера, а вожделеющей — египтянам и восточным народам.

Каждый человек стремится к счастью, которое заклю­чается в обладании благом и добродетелью. Познание блага

 

 

26 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

осуществляется посредством бессмертной индивидуаль­ной души, приобщаясь к идеям мировой души путем при­поминания своего прошлого в мире идей. Этот определя­ющий процесс жизнедеятельности человека Платон опи­сывает следующим образом: «В том, что познаваемо, идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вы­вод, что именно она причина всего правильного и прекрас­ного... и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни»19. А это есть «припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднимаясь до под­линного бытия... Только человек, правильно поль­зующийся такими воспоминаниями, всегда посвященный в совершенные таинства, становится подлинно совершен-

ным»20.

При прямом сравнении взглядов Демокрита и Платона важно заметить, что с одной стороны для Демокрита харак­терно монистическое представление о всем сущем как о ря-доположных образованиях, а человек отличается от дру­гих составляющих мироздания по количественным пока­зателям большей величины своей активности, формы которой в значительной мере образуются при жизни в виде подражаний и привычек. Психическое, душа является лишь источником активности человека. С другой стороны Пла­тон проводит принципиальное разделение между идеаль­ным и производным от него материальным. Психическое, индивидуальная душа, по Платону, выполняет посредни­ческие функции между мировой душой и индивидом, при­общая последнего к общим законам и ценностям, обуслов­ливая их познание. Разная степень осознания людьми иде­альной природы мироздания лежит в основе глубоких, не прижизненно образовавшихся различий между ними.

19 Мир философии: В 2-х ч. 4.1. - М, 1991. - С. 414.

20 Там же. -С. 12.


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



Существование качественных различий между людь­ми отстаивал и обосновывал древнегреческий врач Гип­пократ. Он считал, что эти различия определяются пре­обладающим в организме видом жидкости (крови, слизи, желтой или черной желчи), в которых в разной степени представлены четыре стихии — земля, вода, воздух, огонь. В результате по видам темперамента образуется четыре типа людей: сангвиники, холерики, флегматики и мелан­холики. Сангвиникам, «людям с преобладанием крови в общей смеси, характерно прекрасное телосложение, вы­сокая подвижность, приветливость, недостаточная любовь к труду, склонность к наслаждениям. Холерики, лица с до­минированием желтой желчи, имеют хорошо развитое тело и мышцы; они энергичны, активны, тверды характе­ром, горды, более способны для искусства и военных дел. Флегматиков, людей с преобладанием слизи, отличает рыхлость телосложения, вялость, малоактивность, сонли­вость; у них нет той тонкости чувств, необходимых для занятий искусствами и науками, нет трудолюбия и воли. И, наконец, меланхоликам, у которых преобладающей жидкостью является черная желчь, свойственны хмурость, тоскливость затяжного характера»21.

Если в основе выделения Гиппократом различных ти­пов темперамента лежали гуморальные факторы, то Фео-фраст, известный в истории науки Древней Греции преж­де всего своими работами в области ботаники, впервые ввел понятие «характер», обозначающий примету, при­знак, черту, особенность и имеющий преимущественно функциональную природу. Он описал 31 разновидность характера, используя в качестве дифференцирующих при­знаков в первую очередь особенности условий образа жиз­ни людей. По наиболее выраженной примете, проявляемой в поступках, были описаны характеры: «лесть», «болтли­вость», «скучный рассказчик», «хвастовство», «притвор­ство» и др. Динамический характер прижизненных фак-

Якунин В.А. История психологии. - СПб., 1998. - С. 46-47.


 

 


28 Часть 1. Психология человека часть научного человекознания

торов формирования психологических особенностей лю­дей, то есть их склонностей, привычек, схож с характером формирования поведения людей в трактовке Демокрита.

Следовательно, уже в первых попытках научного объяснения специфики психики человека образуются раз­личные подходы к определению ее предназначения и ее детерминантов. Для более обоснованного вывода о при­чинах существования и природе таких различий целе­сообразно рассмотреть аналогичные примеры, относящи­еся к заключительному, в какой-то мере итоговому пери­оду развития психологии в границах философии и естествознания. Например, сравнить позиции по этому вопросу философов Д. Юма и Г. В. Ф. Гегеля, естест­веннонаучные подходы к психологической проблемати­ке Ч. Дарвина и Г. Гельмгольца.

Юм не считал возможным доказательство какой-либо духовной или материальной субстанции. Им признается, что «уму никогда не дано реально ничего, кроме его вос­приятий, или впечатлений и идей, и что внешние объек­ты становятся известны нам только с помощью вызывае­мых ими восприятий... Собственно говоря, мы и не предпо­лагаем, что внешние объекты специфически отличаются от восприятий, а только приписываем им иные отноше­ния и связи и иную длительность»22. То есть в такой ин­терпретации все существующее, представляемое и воспри­нимаемое становятся рядоположными, а наличие причин­но-следственных отношений между ними становится лишь умозаключением, умственным конструктом, в осно­ве которого лежит образовавшаяся привычка. Дословно, по Юму, получается, что «простое восприятие двух объек­тов или актов, как бы они ни были связаны друг с другом, никогда не может дать нам идеи силы или связи между ними; что эта идея происходит от повторения их соедине­ния; что это повторение не открывает нам и не произво­дит ничего в объектах, но только влияет при помощи по-

22 Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1,1991. - С. 216-217.


12. Историческое развитие представлений о психологии...



рождаемого им привычного перехода на ум; что этот при­вычный переход, следовательно, то же самое, что сила и необходимость...»23, «что все рассуждения из опыта осно­ваны на предположении, что в природе будет неизменно сохраняться один и тот же порядок»24. Эти положения пол­ностью касаются содержания собственно человеческого сознания, свободного к впечатлениям (ощущениям) и идеям, составляющим мышление, когда человек — это «связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящих­ся в постоянном течении, в постоянном движении»25. А связь между восприятиями или между идеями сводится к привычной ассоциации между ними, и следовательно, «ру­ководителем в жизни является не разум, а привычка»26.

В самом общем виде систему Гегеля можно изложить следующим образом. Начало мироздания образуется сово­купностью абстрактных логических истин, «абсолютной идеей». «Абсолютная идея» внутренне противоречива, что стимулирует ее развитие в форме «отчуждения» своего бытия в виде материи, природы, наполняя конкретным со­держанием исходные абстрактные категории мышления. Таким образом устанавливаются субъектно-объектные от­ношения, позволяющие «абсолютной идее» познать себя. На этом этапе «абсолютная идея», покидая природу, воз­вращается к самой себе в качестве «абсолютного духа», в котором через познание людьми законов развития, чело­веческой истории осуществляет самопознание. Дословно по Гегелю: «Понятие, в котором дух при своем возвраще­нии в себя постиг себя и которое и есть он сам, это оформ­ление его, это его бытие, затем опять отделяется от него, и дух снова делает его своим предметом и обращает на него свою деятельность, и эта направленность его мысли на

23 Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1,1991. - С. 335.

24 Там же. - С. 338.

25 Там же. - С. 377.

26 Там же. - С. 339.


30 Часть 1. Психология человека часть научного человекознания

понятие сообщает последнему форму и определение мыс­ли. Таким образом, эта деятельность формирует дальше то, что уже было сформировано раньше, сообщает ему больше определений, делает его определеннее внутри себя, развитее и глубже... Это движение есть... ряд процессов, которые мы должны представлять себе не как прямую линию..., а как возвращающийся в себя круг...»27. Соответ­ственно, «абсолютная идея» — это единство практической и теоретической идеи. Процесс познания представляет со­бой «восстановление вышеуказанного единства, которое как таковое и в своей непосредственности есть ближай­шим образом идея жизни»28. Человек есть сам по себе су­щество природное, зависимое, но посредством самоосоз­нания своего предназначения, в познании истины он об­ретает свободу. Таким образом, то, что выделяет человека из природного окружения, его самостоятельность «состо­ит вообще в том, чтобы знать себя как то, что всецело оп­ределяется абсолютной идеей...»29. В связи с этим, наибо­лее адекватной формой психологической науки Гегелем определяется «философская психология, постигающая субъективней дух (индивидуальное сознание) «как осу­ществление идеи»30.

Законы эволюции Дарвина в определенном смысле противостоят представлениям Гегеля об изначальном предназначении сущего. Естественный отбор в условиях борьбы живого за существование на основе филогенетичес­кой изменчивости и наследственности приобретенных из­менений составили новое понимание целесообразности-приспособляемости организмов в природе. Дарвин специ­ально исследовал проблему места человека в мире и показал, что «человек обязан своим существованием длин­ному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо

27 Мир философии. В 2-х ч. Ч. I. - М„ 1991. - С. 527.

28 Там же.-С. 451.

29 Мирфилософии. В 2-х ч. Ч. 2. - М, 1991. - С. 195.

30 Ярошевский М. Г. История психологии. - М, 1976. — С. 188.


1.2. Историческое развитие представлений о психологии..._______________ 31_

из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно та­ким, каким он есть»31. Он обосновал общность происхож­дения выразительных движений, сопровождающих чув­ство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Среда оказывается силой, способной изменять, направлять и организовывать жизнедеятельность. Психика начинает выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление человека к внешним ус­ловиям среды посредством его адаптации, обучения и т. п. Подчеркивая общность психических функций человека и животных, Дарвин отрицал принципиальное своеобразие психики человека. По его мнению, «как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное»32. Такая рядо-положность вместе с отрицанием какой-либо заданное™ существования делает позицию Дарвина методологически родственной позиции Юма.

В отличие от них, один из самых известных физиоло­гов середины XIX века Г. Гельмгольц кардинально разли­чал природу физического и психического, считая, что ощущения есть врожденные качества различных рецеп­торов. Так можно объяснить ситуацию, когда одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения (зрительные, слуховые ощущения возникают и тогда, когда орган чувств раздражается неадекватным для данного органа чувств раздражителем, например элект­рическим или механическим). В соответствии с теорией знаков Гельмгольца, ощущение «есть только знаки внеш­них объектов, но не воспроизведение с той или другой сте­пенью сходства»33. Такие психические явления, как иллю­зии, константность восприятия, которые нельзя вывести только из свойств внешних объектов, Гельмгольц объяс-

31 Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 1987. — С. 359.

32 Цит. по Ждан А. Н. История психологии. — М., 1990. — С. 174.

33 Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. — С. 315.


32 Часть 1. Психология человека часть научного человекознания

нял с позиций теории бессознательных умозаключений. Согласно этой теории, каждый перцептивный образ в той или иной мере зависит не только от действующего в дан­ный момент стимула, но и от субъективного опыта вос­принимающего. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоми­нает процесс умозаключения, когда впечатление (меньшая посылка) сопоставляется с прошлым опытом (большая по­сылка), а затем делается вывод о действующем стимуле. Тогда получается, что в проблеме психического на первый план выдвигается проблема бессознательного как психи­ческой реальности, его соотношения с осознаваемыми элементами в процессе познания. Можно также провести аналогию между бессознательным умозаключением и припоминанием как главной составляющей процесса по­знания по Платону.

В целом, приведенные данные дают основания для вывода об общей однонаправленности взглядов Плато­на, Гиппократа, Гегеля, Гельмгольца, с одной стороны, и Демокрита, Феофраста, Юма, Дарвина — с другой. Пер­вое направление основную задачу психологического изу­чения человека связывает с необходимостью определения закономерностей обеспечения адекватного познания им действительности, включая осознания собственного предназначения, собственных психических свойств. У другого направления изучение психики человека фоку­сируется на характеристике его активности, определяю­щей его взаимодействие со средой, приспособление к ней, обучение этому приспособлению. Многовековой неосла­бевающий интерес к этим проблемам, в конечном счете, привел к отделению психологии от философии и есте­ствознания в отдельную науку. Исторически этот момент связывают с развертыванием систематических экспери­ментальных исследований в первых психологических ла­бораториях. Такой лабораторией принято считать лабора­торию В. Вундта, открытую в 1879 году. Также к первым психологическим лабораториям можно отнести лаборато-


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



рию Ф. Гальтона, организованную на выставке здраво­охранения в 1884 году.

Именно с именем Вундта связывают выделение пси­хологии в качестве отдельной научной отрасли. Понятно, что необходимым условием этого является обретение пси­хологией собственного предмета. По Вундту, задачи пси­хологии, как и всех других наук, состоят в том, чтобы а) пу­тем анализа выделить исходные элементы изучаемого яв­ления; б) установить характер связи между ними; в) найти законы этой связи.

Соответственно, психология должна заниматься изу­чением непосредственного психического опыта, который «состоит из двух факторов, объективного содержания опыта и испытывающего субъекта... Элементы объектив­ного содержания опыта мы называем элементами ощуще­ния... Субъективные элементы мы называем элементами чувства или простыми чувствами. Примером таковых могут служить: чувство, сопровождающее какое-нибудь ощущение звука, вкуса, света, обоняния, тепла, холода, боли, или чувства, испытываемые нами при виде предме­тов, которые нам нравятся или не нравятся, чувства при внимании, в момент волевого акта и т. д.»34.

Позиция Вундта наиболее рельефно проявляется на примере его интерпретации особенностей протекания чувств, которые оказываются более «психологичными», чем ощущения, характеристики которых в большей мере определяются вызвавшими их объектами — стимулами. При этом следует учесть, что чувствам отводится роль объ­единяющего начала психической жизни. Принимается, что каждое чувство имеет три измерения: удовольствие — неудовольствие, напряжение — разрешение, возбужде­ние — успокоение. Динамика, течение чувств подчиняет­ся своим определенным внутренним закономерностям. Пример удобно представить графически (рис. 1), где ось

34 Вундт В. Психология душевных волнений. // Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. - С. 4S.