Интенциональный опыт в структуре интеллекта

Интенциональный опыт определяется направленностью и избирательностью интеллектуальной активности. Интенции, по мнению М.А.Холодной, есть «...особые субъективные состояния..., которые по своим механизмам являются продуктом эволюции индивидуального ментального опыта, а по форме выражения – неопределенно переживаемыми и в то же время чрезвычайно устойчивыми чувствованиями» [Холодная, 1997, с.215]. Они начинают проявляться у человека с раннего детства и, в большинстве своем, реализуются через личностные и надличностные структуры.

В качестве структур интенционального опыта выступают: предпочтения, убеждения, умонастроения [Холодная, 1997, с.215]. Предпочтения, в рамках структурно-интегративного подхода, рассматриваются как «фатальный» выбор личностью определенной предметной области, средств ее изучения и т.д., зачастую проявляющиеся на начальных стадиях формирования ментального опыта в виде познавательных склонностей. Другими словами, предпочтения – это «...своего рода ментальный компас, выводящий человека в ту строго определенную область действительности, которая находится в максимальном соответствии с его индивидуальными интеллектуальными возможностями, и в которой его интеллектуальные ресурсы могут реализоваться с максимальной эффективностью» [Холодная, 1997, с.216]. Интеллектуальные убеждения в данном подходе трактуются как переживания «фатальной» необходимости определенных взглядов, т.е., эта форма интенционального опыта может проявляться, например, «...в виде веры в наличие определенных принципов, которым подчиняется природа изучаемых объектов, либо в виде изначальной уверенности в правильности выбранного способа изучения реальности и т.д.» [Холодная, 1997, с.216]. Под умонастроениями понимаются переживания, возникающие в творческой деятельности, связанные с порождением идей. Из сказанного следует, что интенциональный опыт человека связан с формированием творческой интеллектуальной активности личности.

Механизмы формирования интенционального опыта в настоящее время, к сожалению, практически не изучены. Однако одну тенденцию, тем не менее, можно отметить. Интенции достаточно часто возникают в раннем детстве, и их появление может быть описано в терминах явления «импрессинга» (В.П.Эфроимсон): интенция складывается «вдруг» и фатально под влиянием, казалось бы, случайного впечатления.

Примером импрессинга с последующей радикальной перестройкой ментального опыта может служить впечатление, которое потрясло маленького Эйнштейна, впервые столкнувшегося с компасом. «То, что стрелка вела себя так определенно, никак не подходило к тому роду явлений, которые могли найти место в моем неосознанном мире понятий (действие через прикосновение), – писал он впоследствии. – За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое» [Дусавицкий, 1976].

Норберт Кастере, знаменитый исследователь пещер, вспоминая о загородной семейной прогулке, связанной с посещением грота в Гаскони, отметил, что он – тогда пятилетний мальчик – испытал неописуемый восторг при виде первой в своей жизни пещеры. Кто-то рядом с ним произнес слова «вечный мрак». «Они захватили меня, – пишет Кастере, – преследовали всю юность и продолжают и теперь будить во мне живой, никогда не притупляющийся магический отклик. Я действительно считаю, что это посещение наложило отпечаток на всю мою жизнь: с тех пор я постоянно слышу «зов бездны» [Дусавицкий, 1976].

Достаточно распространенным является представление о том, что творческая личность – нечто вроде интеллектуального лунатика. На самом же деле в структуре ментального опыта талантливого человека на уровне его интенций формируется особого рода «бессодержательное знание», благодаря которому такой человек заранее знает, что ему нужно и что не нужно делать.

Возникает законный вопрос: что произойдет с интеллектуальным развитием ребенка, если его наличный интенциональный опыт будет игнорироваться, либо полностью отторгаться? Произойдет то, что в действительности и происходит с детьми в условиях традиционного школьного обучения: темп интеллектуального развития школьника сравнительно с темпом интеллектуального развития дошкольника резко замедляется и, что самое печальное, снижается творческий потенциал ребенка. Что неудивительно, поскольку интенциональный опыт, как можно предположить, является одним из мощнейших источников интуиции.