Диалектика личностно-развивающего воспитания

Воспитание, направленное на развитие личности, диалектично по своей сути. Это значит, что оно детерминировано различного рода противоречиями, взаимообусловленностью количественных и качественных изменений и обладает взаимно отрицающим характером отдельных своих периодов.

Противоречия, лежащие в основе личностно развивающего воспитания, определяют проблемы последнего. Они характеризуют целевой, содержательный и процессуальный аспекты. Относительно школьной системы эти противоречия обуславливают дихотомию проблем учебно-воспитательного процесса. Например, гуманизация – демократизация, поливалентность – моновалентность, индивидуализация – типизация и т.д. Решение таких проблем направленно на обеспечение взаимной обусловленности детерминизма и свободы образовательно-воспитательной системы школы, на создание условий целостного развития личности. В этом случае наблюдается сочетание общего и частного, объективного и субъективного, общественного и индивидуального и т.д.

Взаимообусловленность количественных и качественных изменений в процессе личностно-развивающего воспитания имеет выраженность в новообразованиях отдельных уровней развития личности. Под новообразованиями понимаются психические качества, выступающие результатом отдельного этапа и определяющие новый уровень развития личности.

Взаимоотрицающий характер отдельных периодов личностно-развивающего воспитания детерминирован действием закона «отрицания – отрицания». Согласно этому закону каждое новое поколение должно быть более совершенным по сравнению с предыдущим. Только в таком случае можно говорить о действительном морально-нравственном развитии общества. Таким образом, воспитательное воздействие родителей зачастую носить регрессивный характер. Отчуждение поколений во многом определяется именно этим. Осознавая лживость «родительской морали», дети протестуют различными способами, которые нередко приводят к деградации их «новой морали». Очевидно, оптимальным в общественном воспитании должно стать создание таких условий, когда дети выступают не только объектами воспитания родителей, но средством перевоспитания последних. Исходя из сказанного, в личностно-развивающем воспитании с определенной долей условности следует выделить два периода. Первый период обеспечивает развитие личности от уровня инфантильной до эгоцентрической; второй – характеризует развитие личности от эгоцентрического до альтруистического уровня. Условно данные периоды можно обозначить как «семейное воспитание» и «социальное воспитание».

«Семейное воспитание» детерминировано законом «сохранения рода» В эволюционной психологии данный закон определяет сущность жизни. Согласно этому закону родители «реализуются» в детях, зачастую стремясь восполнить свои «жизненные неуспехи», создать, с их точки зрения, оптимальные условия развития тех способностей у детей, которые обеспечат последним счастливую жизнь, согласно ценностям родителей и т.д. В конечном итоге данное воспитание направлено на социальную адаптацию воспитуемых. Ребенок здесь является центром, вокруг которого строится вся воспитательная система, у него развиваются только те качества, которые имеют эго-значимость в социальном существовании, формируются эгоцентрические ценности. В таком воспитании дети выступают продолжением родителей, их жизни. Давая такую характеристику «семейному воспитанию», я не имею в виду какую-то конкретную семью (семьи), или типические особенности воспитания в отдельных социальных слоях, здесь идет речь об общей тенденции такого рода воспитания. Конечно же, если рассматривать семью как коллектив или как соборность, воспитание в ней будет иметь альтруистическую направленность. Развитие личности здесь будет определяться движением к альтруистическому уровню.

«Социальное воспитание» решает задачу формирования человека, полезного обществу. Такое воспитание может быть личностно-развивающим. В этом случае она направленно на развитие личности от уровня эгоцентризма к альтруизму. В этом понимании воспитание вступает в противоречие с «семейным воспитанием». Иначе говоря, «социальное воспитание» имеет противоположную направленность «семейному воспитанию». Его целью является не столько социальная адаптация человека, с тем, чтобы он реализовывал свои эгоистические устремления в жизни и мог адаптироваться в любых социальных условиях, сколько подготовка человека к творческому преобразованию социальных условий жизни и обеспечению общественного прогресса, с тем, чтобы он мог осознавать и нести ответственность за все, что вокруг него происходит, быть хозяином, а не рабом своих страстей и, в конечном итоге, стать доподлинно нравственной, духовно и социально свободной личностью. При таком подходе дети являются не столько объектами воспитания своих родителей, сколько средством перевоспитания различными социальными институтами (например, школой) родителей. Следовательно, семья выступает объектом воспитательного воздействия со стороны школы, церкви и других социальных институтов. В результате воспитания должны исчезнуть противоречия морали и нравственности. Нравственность станет основой моральных норм жизнедеятельности человека. И, наконец, решится проблема отчуждения личности в обществе.

Противоречия между «семейным» воспитанием и персонифицированным обучением находят свое отражение в психологическом механизме – установочный диссонанс. Этот механизм характеризует не только процесс развития социального индивида к метаэтническому уровню, но и является условием личностного развития от эгоцентризма к альтруизму. Реализация данного психологического механизма предполагает «сталкивание между собой» «старых» установок и «новых» моделей поведения. Противоречия здесь возникают как между «старыми» и «новыми» социальными ситуациями, так и «старыми» потребностями и невозможностью их удовлетворения в новых условиях. Результатом разрешения этого диссонанса является возникновение новых потребностей «альтруистического плана», которые и входят как одна из составляющих в «новые» установки.

В конечном итоге личностно-развивающее воспитание должно вывести отношения людей к окружающему миру на уровень, когда они будет руководствоваться не своими инстинктами и страстями, а разумом. По своей сути данное воспитание, в первую очередь, направленно на интеллектуально-нравственное развитие человека как одухотворение души. Методологической основой такого воспитания выступают Учения Отцов Православной Церкви. В этом отношении личностно-развивающее воспитание согласуется с основным смыслом человеческой жизни – движением к Богу.