Интеллект как ментальный опыт человека

Понимание интеллекта в философии и психологии является одной из проблем, решение которой связанно мировоззренческими основами той или иной философской или научной школы. Как философско-психологическая категория «интеллект» чаще всего увязывается с разумностью бытия человека. При этом, используя различные основания, исследователи по-разному рассматривают природу интеллекта, его формы и т.д. Так, например, принимая во внимание поведенческий параметр, В.Н.Дружинин говорит об интеллекте как о «...некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным» [Дружинин, 1995, с.18]. Однако данный автор указывает на то, что это определение весьма спорно, также как и все другие определения поведенческого характера, в нем реализуется операциональная позиция, т.е., считается возможным изучение интеллекта в сочетании процедур диагностики и измерения поведенческих проявлений, и создании «факторных моделей интеллекта» [Дружинин, 1995, с.19]. Наряду с таким пониманием существует масса других дефиниций. При этом в зависимости от подхода, реализуемого в той или иной психологической школе, теории, концепции, делается акцент на содержательный, процедурный, структурный и другие аспекты интеллекта. Иногда говорят об интеллекте как системе психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего (Г.Айзенк, Э.Хант и др.). По мнению М.А.Холодной, «…назначение интеллекта – создать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности» [Холодная, 1997, с.9].

На сегодняшний день структурно-интегративная теория интеллекта М.А.Холодной является, пожалуй, единственной, в которой предусматривается некая метафизичность интеллекта и, кроме того, дается представление об интеллекте как особой психической реальности, и, в конечном итоге, рассматривается как ментальный опыт. Все существующие до этого концепции «складывали» структуру интеллекта из его свойств или проявлений, оставляя за рамками рассмотрения собственно интеллект. Однако объяснить природу интеллекта на уровне анализа его проявлений в принципе невозможно. Необходимо рассмотреть внутриструктурную организацию данного психического образования и из особенностей этой организации понять итоговые свойства определенной психической целостности – интеллекта [Холодная, 1997, с.123]. В этом случае интеллект будет пониматься как события, происходящие «внутри» индивидуального ментального опыта личности и изнутри влияющие на характеристики интеллектуальной деятельности человека.

Особо ценным, на наш взгляд, является то, что М.А.Холодная рассматривает интеллект как онтологическую характеристику самобытия человека, наиболее целостно проявляемую в опыте.

Структурно-интегративный подход в изучении интеллекта в теории М.А.Холодной затрагивает следующие аспекты:

анализ элементов, которые образуют состав этого психического образования, а также тех ограничений, которые накладывает на итоговые свойства интеллекта природа этих компонентов;

анализ связей между элементами интеллектуальной структуры, причем таких связей, которые проявляются не только в особенностях конструкции данной структуры, но и в характеристиках актуалгенеза (характеристиках микрофункциональной развертки в интеллектуальных актах);

анализ целостности, предполагающий изучение механизмов интеграции отдельных элементов в единую интеллектуальную структуру, характеризующуюся качественно новыми свойствами;

анализ места данной интеллектуальной структуры в ряде других психических структур [Холодная, 1997, с.124];

согласно сказанному, интеллект определяется как «... особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения, и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего…» [Холодная, 1997, с.165]. При этом под метальным опытом понимается «...система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обслуживающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности». [Холодная, 1997, с.164]. Таким образом, в рамках этой теории данный опыт представляется в виде ментальных структур, ментального пространства и ментальных репрезентаций. Ментальные структуры представляют собой систему психических образований, которые «...в условиях познавательного контакта с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения [Холодная, 1997, с.147]. Ментальное пространство есть «...особая динамическая форма состояния ментального опыта, которая оперативно актуализируется в условиях осуществления субъектом тех или иных интеллектуальных актов». [Холодная, 1997, с.148]. Ментальная репрезентация характеризует «...актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективную форму «видения» происходящего)» [Холодная, 1997, с.152].

Особое место здесь принадлежит ментальным структурам, т.к. они лежат в «основании» иерархии ментального опыта. Иначе говоря, ментальные структуры – это «...своеобразные психические механизмы, в которых в «свернутом» виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые могут «развертывать» при столкновении с любым внешним воздействием особым образом организованное ментальное пространство» [Холодная, 1997, с.148], последнее же позволяет перейти к «ментальным репрезентациям. [Холодная, 1997, с.151].

Анализируя ментальные структуры, М.А.Холодная выделяет три уровня (слоя) опыта:

«1) когнитивный опыт – это ментальные структуры, которые обеспечивают хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения. Их основное назначение – оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях познавательного отражения;

2) метакогнитивный опыт – это ментальные структуры, позволяющие осуществить непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную, сознательную организацию собственной интеллектуальной активности. Их основное назначение – контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также хода интеллектуальной деятельности;

3) интенциональный опыт – это ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Их основное назначение заключается в том, что они предопределяют субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления и т.д.

В свою очередь, особенности организации когнитивного, метагогнитивного и интенционального опыта определяют свойства индивидуального интеллекта (то есть конкретные проявления интеллектуальной деятельности в виде тех или иных интеллектуальных способностей)» [Холодная, 1997, с.170].