Коммуникативная структура лирических произведений

Министерство общего и профессионального образования РФ Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского факультет иностранных языков кафедра немецкого языка Курсовая работа по теме: коммуникативная структура лирических произведений на примере поэтов-романтиков XVIII века Новалиса и К. Брентано.Выполнила: группа Н-41 Руководитель: преподаватель кафедры немецкого языка Юрасов И.А. Пенза 2001 Содержание I. Введение. 1. Коммуникативные связи в лирическом произведении. 2. Особенности внутритекстовой коммуникации. Анализ коммуникативного статуса лирики. 3. Соотношения между внутритекстовой коммуникацией и внетекстовыми структурами. 4. Автокоммуникация как составляющая коммуникативного статуса стиха. 5. Соотношение коммуникативного и когнитивного аспектов лирики. II. Заключение. III Список использованной литературы. I. Введение Любой текст, устный или письменный, является элементом некоторого – реального или потенциального, единичного или множественного – коммуникативного акта и характеризуется некоторым коммуникативным статусом, зависящим как от внутренних особенностей этого текста, так и от характера его внешнего функционирования. Говоря о коммуникативном статусе текста, имеется ввиду система взаимоотношений «действующих лиц» («персонажей»), связанных с этим текстом.

Существуют тексты, коммуникативный статус которых ясен и прост: реплика в бытовом диалоге; запись для себя в памятной книжке.

Но статус текстуально этой же реплики, но включенной в роман или пьесу, читаемой третьим лицом, опубликованной в собрании сочинений, изменяется и усложняется: в силу вступает целая система действующих лиц. Любой художественный текст обладает некоторым внутренне присущим ему коммуникативным статусом, который условно связан с содержанием оформления произведения.

При своем соответствии этой связи читатель понимает и принимает произведение, сообщается с ним, при несоответствии – не понимает и не принимает сообщение.

Поэтому цель данной работы состоит в рассмотрении содержания образования (сообщения) текста. Интересующая тема – коммуникативный статус лирического стихотворения. Коммуникативный аспект будет рассматриваться на примере лирических произведений Фридриха Леопольда Гарденберга (Friedrich Leopold von Hardenberg), печатавшегося под псевдонимом Новалис (Novalis) и Клеменса Брентано (Klemens Brentano). В их творчестве нашли яркое воплощение характерные романтические черты йенской и гейдельбергской школ, и они представляются наиболее интересными с точки зрения коммуникации. 1.

Коммуникативные связи в лирическом произведении

Поэтому оно обязательно предполагает наличие двух персонажей: имплицит... . 2. С названными особенностями коммуникативного статуса лирики связана так... Последний персонаж – чаще всего близкое к Я лицо, но это может быть и ...

Особенности внутритекстовой коммуникации. Анализ коммуникативного статуса лирики

Наличие сильной апеллятивности и сильной коммуникативности („Herr! Ich... Ты можно формально разделить на два класса: заменимое Ты (переводимое ... Та же функция присуща использованию I чуж но такое использование сопря... 6. Стихи, включающие I чуж.

Автокоммуникация как составляющая коммуникативного статуса стиха

Понятие рефлексии, в отличие от якобсоновского «состедоточения внимани... (Якобсон 1987:99). Например, Nichts wüsst ich sicher, was ich liebte, Die Zukunf... собственно текст и его внутренний материал – запрограммированный ход в... („Unendliches Leben wogt mächtig in mir…“, „Ich fühl...

Заключение Итак, в данной работе были рассмотрены особенности лирики как носителя элемента коммуникативного акта. На примере произведений немецких поэтов – романтиков ХVIII века Новалиса и К. Брентано выявлены коммуникативные связи, присущие лирическому стихотворению, соотношение между внутритекстовой коммуникацией и внетекстовыми субструктурами, коммуникативным и когнитивным аспектами лирики. Подробно были проанализированы автокоммуникативные мотивы и приемы, отражающие особенности творческого мышления.

Анализ лирических произведений выявил сложность взаимодействия адресата и адресанта (объекта и субъекта), которая зависит от: 1. коммуникативных намерений автора; 2. позиций реального читателя; 3. наличия «посредника». Для анализа коммуникативного аспекта лирики были использованы двенадцать стихотворений. Выявлено, что наиболее распространённой (пять произведений) является схема I соб. – II соб три стиха построены по типу ∆ - ∆. Таким образом, данные структуры можно считать типичными для поэзии романтизма.

Остальным схемам (I об ∆, ∆ - II несоб I соб ∆, I соб. – II несоб.) соответствует по одному стихотворению. Список использованной литературы. 1. Западная поэзия конца XVIII – начала XIX веков (п/р. Рассказова Ю.С.) М.: Лабиринт, 1999. – 320 с. 2. История немецкой литературы (п/р. Гуляева Н.А.) М.: Высшая школа, 1975. – 526 с. 3. Левин Ю. М. Избранные труды: Поэтика. Семантика. – М.: Языки русской литературы, 1998. – 824 с. 4. Фатеева Н.А. Автокоммуникации как способ развертывания лирического текста. // Филологические науки. – 1995, № 2. 5. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика.

Структурализм: «за» и «против». – М.: Наука, 1975. – 365 с. 6. Якобсон Р. Работы по поэтике. – М.: Наука, 1987. – 314 с.