Язык произведений М.Е.Салтыкова - Щедрина

Язык произведений М.Е.Салтыкова - Щедрина.

Явления жизни, становившиеся предметом критики Щедрина, воспринимались им в двух плоскостях.

В одной они представлялись во всей конкретности своего физического существования, в другой - как объективности, не соответствующие идеалу, поэтому отрицаемые и в идейно - моральном плане как бы не существующие. Одним из способов литературного выражения такого восприятия служит у Щедрина система ирреальных образов призраки, тени, миражи, трепеты, сумерки и др. Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков заявлял Щедрин Но я утверждаю, что эти призраки не только не бессильны, но самым решительным образом влияют на жизнь. Макашин, 1991, с.8 С миром призраков сосуществует в щедринской сатире близкий к нему мир кукол и масок, мир картонной жизни, и жизни механической. Эта система образов служит писателю для изображения, с одной стороны, мощных бюрократических механизмов царизма, а с другой - разного рода явлений мнимой, ненастоящей, обманной жизни - её примитивов, стереотипов и всякого рода социальных искажений облика и поведения людей.

Глубокое развитие получил у Щедрина приём использования представителей животного мира для выражения человеческих характеров.

Щедринское искусство гротеска и гиперболы многообразно, но во всех своих формах и приёмах оно направленно на достижение единых главных целей обнажать привычные явления жизни от покровов обыденности, привлекать внимание к этим явлениям различными способами их заострения и показывать их подлинную суть в увеличительном стекле сатиры. Щедринские гротески и гиперболы исполнены яркой художественной выразительности, беспримерного остроумия и удивительной ёмкости обобщения.

Поэтика и стилистика произведений Щедрина чрезвычайно богаты острым, идеологически действенным фразеологическим и лексическим материалом, применимым и поныне. Он содержит множество ярких образцов искусства заклеймения социально отрицательных явлений действительности. Для литераторов художественно - публицистических жанров поэтика и стилистика Щедрина представляют выдающуюся ценность как школа мастерства слова и редкого искусства пользоваться языковым оружием идейных противников для борьбы с ними и защиты своих идеалов.

Ведь Щедрин - только он один - умел, например, пользоваться самыми матёрыми штампами русской приказной речи, канцелярского и делового языка царской бюрократии для её полного посрамления. Одна из главных особенностей поэтики и стиля Щедрина - эзопов язык, т.е. совокупность семантических, синтаксических и ряда других приёмов, придающих произведению или его отдельным элементам двузначность, когда за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, который и раскрывает подлинные мысли и намерения автора.

Эзопов, или рабий, язык был одним из средств защиты щедринских произведений от терзавшей их царской цензуры. Кроме того в этом языке Щедрин нашёл дополнительный и богатый источник художественной выразительности. В основе эзоповской манеры Щедрина лежит иносказание, предполагающее ориентированность сатирических сюжетов, фабул, характеров на реальные события, факты и проблемы действительности.

Эзопов язык Щедрина имеет разнообразную технику - своего рода условные шифры, рассчитанные в условиях эпохи на понимание их читателем - другом. Наиболее часто зашифровка осуществляется приёмом сатирических псевдонимов или парафраз со скрытым значением например Департамент отказов и удовлетворений Сенат. Псевдонимами со скрытым значением обозначаются не только отрицательные и обличительные, но и положительные, утверждаемые явления и факты, прямое название которых по цензурным условиям было невозможно, например Гневные движения истории Революция.

Непревзойдённый мастер сатирического цеха и условных форм поэтики, Щедрин был в то же время в высшей степени одарён главнейшими качествами великого художника - реалиста, способностью создавать мир живых людей, глубокие человеческие характеры, видеть и изображать трагическое, причём даже в таких судьбах и ситуациях, которые, казалось бы, не могли заключать в себе никакого трагизма. 2.2 Господа Головлёвы. Абсолютная вершина Щедрина в искусстве его беспощадного реализма -