Семантическая классификация метафор

Семантическая классификация метафор. Семантическая классификация на взгляд исследователей представляет наибольший интерес, благодаря обширному полю для исследовательской деятельности. Данная классификация опирается на особенности содержательной стороны метафорического знака, которые заключаются в их смысловой двуплановости (одновременное указание на основной и вспомогательный субъект), т.е. сравнение чего-то (основного субъекта) с чем-то (вспомогательным субъектом, термином-сравнения) по какому-то признаку (аспекту сравнения). Так, содержанием метафоры "эпидемия неплатежей" являет¬ся сравнение неплатежей с эпидемией по признаку распространенно¬сти; распространенность - это сфера сходства двух указанных объек¬тов. Данная классификация разграничивает метафоры:  по основному субъекту сравнения;  по вспомогательному субъекту сравнения (антропоцентрические или олицетворение, анималистические, «машинные»);  по общности вспомогательного и основного субъектов сравнения;  по степени целостности внутренней формы метафор (образные метафоры (общепоэтические (узуальные, общепринятые) и неологические (индивидуально-авторские), стертые метафоры и мертвые метафоры). Исходя из принадлежности знака-носителя образа (вспомогательного субъекта) к системе терминов той или иной отрасли традиционно исследователи выделяют следующие группы метафор:  медицинские («предвыборная лихорадка», «острый приступ раскаяния», «экономический инсульт» и др.);  спортивные («эстафета неплатежей», «рекордные показатели производства», «игра в одни ворота» и др.);  военные («предвыборные баталии», «продовольственная война», «экономический прорыв» и др.);  технические («рычаги власти» и др.);  азартные («политическая рулетка» и др);  биологические («политические роды») и др. Классификация по вспомогательному субъекту сравнения представляет интерес не только для филологов, но также и для историков, культурологов, политологов, социологов. Метафора социальна.

Метафоры показывают, как картина мира отражается в общественном сознании.

По справедливому мнению Г. Пауля, из совокупности метафор, ставших в языке узуальными, можно видеть, какие интересы преобладали в народе в ту или иную эпоху, какие идеалы были заложены в основу культуры на том или ином этапе ее развития. А. П. Чудинов продолжает эту мысль: «каждый новый этап социального развития страны отражается в метафорическом зеркале, где вне зависимости от чьих-либо намерений фиксируется подлинная картина общественного самосознания.

Система базисных метафор – это своего рода ключ к пониманию «духа времени» . «Поэтому актуальность их исследования определяется не только собственно лингвистическими потребностями, но представляет собой междисциплинарную проблему» .