Молчание как объект изучения лингвистики

Содержание Введение. 1. Что такое молчание? 2. Молчание в коммуникативном аспекте. 3. Молчание в эстетическом аспекте. 4. Молчание в культурологическом аспекте. 5. Молчание в религиозно-мистическом аспекте. 6. Молчание в психологическом аспекте. 7. Молчание в ритуальном аспекте. Заключение. Литература. Введение.Темой нашего исследования является вопрос о молчании. На первый взгляд, эта тема парадоксальна.

Ну, как может лингвист исследовать молчание, ведь оно представляется как отсутствие речи? На самом деле, молчание изучаемо, более того, можно определить ситуации, в которых оно употребляется. Цель данной работы – определить, что такое молчание, является ли оно поступком, и, если да, то определить контексты его употребления. Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1) изучить имеющуюся литературу по данной теме; 2) определить, как толкуется значение слова «молчать» в различных словарях; 3) найти примеры молчания в устной речи и художественной литературе и раскрыть смысл употребленного в них акта молчания; 4) сопоставить полученные данные и сделать вывод.

Выбранная нами тема исследования является малоизученной, поэтому литературы, посвященной ей, мало. Основная опора была сделана на статью Н.Д. Арутюновой «Молчание: контексты употребления». В этой работе дана общая характеристика изучаемого нами вопроса, даны общие положения о молчании и его употреблении.

Эти данные были значительно расширены нами и подтверждены собственными примерами. Имеются работы, рассматривающие лишь отдельные аспекты изучения молчания. Например, культурологический аспект изучения молчания представлен в работе Михаила Эпштейна. «Слово и молчание в русской культуре», религиозно-мистический – в статье Александровой И.Б. «Слово о молчании». Перейдем непосредственно к рассмотрению заявленной нами темы. I. Молчание как объект изучения лингвистики. Их молчание – громкий крик. Цицерон В последнее время многие ученые-лингвисты заинтересовались таким феноменом, как молчание.

Они пытаются объяснить, что же такое молчание, действительно ли это отсутствие речи, а может быть вовсе нет? И большинство ученых приходят к выводу о том, что молчание нужно связывать не с отсутствием речи, а передачей информации несловесным способом. Если рассматривать молчание с этой точки зрения, то, значит, молчание можно и нужно изучать. Так, молчание стало объектом изучения лингвистики, причем изучается оно в различных аспектах: коммуникативном, психологическом, религиозно-мистическом, эстетическом, культурологическом и ритуальном.

Прежде чем начать говорить о молчании в каком-либо из аспектов, хотелось бы выяснить, что такое молчание. Нами был проведен небольшой эксперимент, целью которого было выяснить, как понимают молчание люди, не имеющие специального лингвистического образования, не языковеды. Респондентам было дано следующее задание: «Как бы вы объяснили иностранцу, что такое молчание?» Анализ полученных ответов показал, что большинство людей приравнивают молчание к тишине и отсутствию ответной реакции при разговоре.

Так, наиболее частотным ответом было то, что молчание – это «когда ничего не говоришь». Примечателен тот факт, что эта точка зрения отражена во многих толковых словарях. В толковом словаре Ожегова, Шведовой: «Молчать – 1. Не произносить ничего, не издавать никаких звуков; 2. Соблюдать что-нибудь в тайне, не рассказывать о чем-нибудь, не высказываться». В «Словаре русского языка» под редакцией Евгеньевой: «Молчать – 1. Ничего не говорить, не издавать звуков голосом; 2. Не нарушать тишины, не производить звуков; 3. Не рассказывать, не говорить о ком чем-либо, хранить в тайне что-либо; 4. Не проявляться, не давать о себе знать». В «Толковом словаре русских глаголов» под редакцией Бабенко: «Молчать – не говорить ничего, не издавать звуков голосом». В «Кратком толковом словаре русского языка» под редакцией Розановой: «Молчать – не говорить, не кричать». Таким образом, можно сказать, что в обывательском понимании и даже в науке молчание приравнивается к неговорению и слово «молчать» объясняется через форму «не говорить». Но такое толкование не всегда оказывается верным, то есть не всегда «молчать» и «не говорить» обозначают одно и то же. Если бы эти слова являлись синонимами, то они должны были бы взаимозаменяться в одном и том же контексте и сочетаться с одними и теми же словами. Но на практике это не всегда получается.

Так, например, форма «не говорить» не сочетается с качественными наречиями, выражающими оценку действия, а слово «молчать» сочетается.

Нельзя угрюмо (упорно, таинственно, красноречиво) не говорить, зато можно угрюмо (упорно, таинственно, красноречиво) молчать.

Обратимся к примерам из художественной литературы: Базаров упорно и угрюмо молчал (Тургенев «Отцы и дети»); И не было в глазах ни гнева, ни горя они были немы и молчали тяжело, упорно, как и все тучное, бессильное тело, вдавшееся в перину (Л. Андреев «Молчание»); Клетка молчала тихо и нежно, и чувствовались в этом молчании печаль, и слезы, и далекий, умерший смех (Л. Андреев «Молчание»); Но не робко и не стыдливо молчала она [стена], сумрачен и грозно-покоен был взгляд ее бесформенных очей, и гордо, как царица, спускала она с плеч своих пурпуровую мантию быстро сбегающей крови (Л. Андреев «Стена»). Он умеет так интересно молчать, что все ждут, чтобы он, наконец, заговорил (Славиан Троцкий). Ты молчишь лучше, чем говоришь (Талмуд). Эту особенность отметила в своей статье Н.Д. Арутюнова, объяснив ее тем, что молчание является «эквивалентом действия (антидействием)» и поэтому «приобретает собственные характеристики» [Арутюнова 1994 а; 107]. С другой стороны, слово «молчать» не всегда может заменить слово «не говорить». Например, слово «молчит» нельзя употребить к человеку, не владеющему речью.

Мы не скажем о немом человеке, что он молчит, но можем сказать, что он не говорит.

Или мы можем сказать, что человек не говорит на каком-то иностранном языке, но мы не скажем, что он молчит на нем. Например, он не говорит по-русски, но нельзя: он молчит по-русски.

Таким образом, видим, что ставить знак равенства между «молчать» и «не говорить» нельзя, так как молчание (в отличие от неговорения) является поступком и несет определенную информацию. А чтобы определить, какую информацию несет молчание, нужно знать контекст его употребления.

Как образно сказал Станислав Ежи Лец: «Молчание нужно слышать в его контексте» [Душенко 2003: 447] II.

Молчание в коммуникативном аспекте

На наш взгляд, это выражение было придумано как способ заставить «молч... Этот пример подтверждает правоту Генри Уилера Шоу, который сказал одна... (Долго молчит. Смотрит в сторону). даже без слов [Розенталь 2002: 198]. Пример: Вне дома о.

Молчание в эстетическом аспекте

Жуковского: «И лишь молчание понятно говорит». И чувства и мечты свои» - призывает он, ибо «мысль изреченная есть лож... Следуя логике этого высказывания можно сказать, что в идеале люди, общ... Слово материально, и потому оно не может быть выражением чистой духовн... Самое удивительное, что эту теорию «молчания» развивает драматург, но ...

Молчание в культурологическом аспекте

Н.Б. «Например, восточные культуры тяготеют к интимному, интуитивному (нера... С другой стороны можно найти примеры отрицательной оценки: Молчан-соба... Такое отношение к молчанию отразилось во многих восточных пословицах, ... .

Молчание в религиозно-мистическом аспекте

В религиозно-мистическом аспекте молчание является необходимым условие... Так внешне безмолвие оказывается в религиозном контексте прикрытием вн... VII. в Великобритании. Почему именно молчание выбрано для подобного ритуала? Молчание являетс...

Заключение. Таким образом, мы показали, что молчание не является показателем отсутствия речи, оно является своеобразной формой внесловесного произнесения речи. Разговор не прерывается, когда человек замолкает, он продолжается на качественно ином уровне. Как всякий поступок, молчание имеет контексты употребления.

В зависимости от контекста оно может получать самый различный спектр значений, например, может быть симптомом душевного неблагополучия, позицией несогласия, самоустранения, незнания и т.д. Итак, подобно тому, как в синтаксисе существует понятие нулевой связки или в словообразовании понятие нулевого суффикса или нулевого окончания, так же можно говорить и о «нулевом речевом акте», чем и является молчание [Арутюнова 1994 а: 110]. Молчание, которое наступает в конкретном акте коммуникации, свидетельствует «о переходе замолчавшего к другому семиотическому коду» [Крейдлин 2001: 180]. Литература. 1. Александрова И.Б. Слово о молчании//Русская речь. – 2005 №4. – С. 70-75. 2. Арутюнова Н.Д. Молчание: контексты употребления// Логический анализ языка: Язык речевых действий. – М.: Наука, 1994. – С. 106-117. 3. Арутюнова Н.Д. Молчание и чувство// Логический анализ языка: Язык речевых действий. – М.: Наука, 1994. – С. 141-145. 4. Григорьева С.А Григорьев Н.В Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. – Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001. 5. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. – М.: Издательство Эксмо, 2003. 6. Колтунова М.В. Конвенции как прагматический фактор диалогического общения// Вопросы языкознания. – 2004 №6 – С. 100-115. 7. Корнилова Н.Б. Слово и молчание: аспекты взаимодействия. – Режим доступа: http//www.rsl.ru. 8. Краткий толковый словарь русского языка/Под ред. В.В. Розановой. – М.: Издательство «Русский язык», 1979. 9. Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Рос. Академия Наук; - М.: АЗЪ, 1993. 10. Сеничкина Е.П. Молчание: лингвистический аспект//Русский язык в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: Материалы международной научной конференции. – Самара: Издательство Сам ГПУ, 2003. – С. 70-74. 11. Словарь русского языка: В 4-х т./АН ССВР, Ин-т русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1985-1988. 12. Справочник по русскому языку.

Пунктуация/ Д.Э. Розенталь. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2002. 13. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание/ Под ред. Л.Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 14. Эпштейн М. Слово и молчание в русской культуре// Звезда. – 2005 №10. – С. 202-222. 15. Эткинд Е. Театр Мориса Метерлинка/ из кн.: Морис Метерлинк.

Пьесы. – М.: Изд-во «Искусство», 1958.