Диалогичность гуманитарного дискурса

Диалогичность гуманитарного дискурса. Дискурсивной сущностью языка гуманитарных наук, как ее обозначил в своем время М. Бахтин, является их диалогичность 2, 296 . В частности, она обусловлена тем, что, как отмечают исследователи, в сфере гуманитарного познания интеллектуальные операции с чужим описанием того или иного фрагмента социальной жизни являются основным источником для формирования своих собственных суждений о том, что дано исследователю как фрагмент его непосредственного опыта 29, 4 . М.Н. Кожина определяет понятие диалогичности в связи с характеристикой категорий научного стиля.

Она предлагает следующую дефиницию Диалогичность письменной научной речи - это выражение в тексте его организации средствами языка взаимодействия общающихся в коммуникативно-познавательном процессе, понимаемое как соотношение двух или более смысловых позиций это и учет позиции адресата читателя, и второго Я , и возможных оппонентов, а также отражение в речи собеседника диалога 29, 138 . В нашей работе диалогичность, вслед за М.М. Бахтиным 2, 296 и М.Н. Кожиной, понимается как учет адресантом автором речи фактора адресата реального или гипотетического, воображаемого, его смысловой позиции.

В речи автора, имеющей внешнее выражение, данная коммуникативная ориентация обозначается при помощи определенных языковых средств.

Категория диалогичности способна воплощаться в речевых произведениях разных типов.

Это могут быть явно диалогические дискурсы, в которых реплики разных коммуникантов сменяют друг друга, а также речевые произведения, созданных одним субъектом, но с отчетливо выраженной ориентацией на другого, апелляцией к нему, предугадыванием его возможной реакции на сообщаемое.

И хотя роль того, кто воспринимает новые знания, иногда характеризуется как пассивная, поскольку он не может влиять на характер и содержание исследуемого объекта, все же без его активного участия в распредмечивании кого-то теории ее последующее существование невозможно. Поскольку творчески воспринимать научную информацию - означает раскодировать ее формализм, воспроизвести ту предметную модель, которую предложил автор теории 37, 54 . Явление Другого в тексте - один из ключевых моментов для понимания диалогизма научно-гуманитарного дискурса.

Другой - не внешний собеседник, к которому обращается автор текста, он всегда оказывается внутри субъекта дискурса. Говорящий использует при производстве своей речи образ другой речи, ориентируясь на возможное понимание.

В паре автор - читатель автор сохраняет в себе обе полярности, ощущая себя и автором, и читателем 35, 16 . Будучи часто неявным партнером по внутреннему диалогу, элементом бессознательного, Другой появляется в непредвиденном смысле, в чужих, непрошенных словах посреди собственных, в конечном счете, его наличие отражается в выборе языковых средств и может быть зафиксировано 37, 54 . Диалогизм гуманитарного дискурса означает сопоставление мнений участников коммуникативной ситуации, порожденной конкретным текстом.

Именно на учете и сопоставлении мнений строится аргументация в гуманитарном дискурсе.

Типичным для гуманитарных наук является положение дел в лингвистике, для которой исследователями отмечается невозможность ее интерпретации истин в пределах одной научной парадигмы 34, 15 . В таком перспективном контексте каждое утверждение автора текста является в значительной степени его личностной оценкой, выражающей его индивидуальное видение проблемы, которое имеет как общезначимые, так и уникально-личностные аспекты.

Отсюда - больший субъективизм научно-гуманитарного дискурса по сравнению с естественнонаучным.

На этот факт еще в 20-е годы XX в. обратил внимание В.Н. Волошинов Даже в гуманитарных науках проявляется тенденция заменять ответственное высказывание по вопросу изображением современного состояния данного вопроса в науке с подсчетом и индуктивным выведением преобладающей в настоящее время точки зрения, что и считается иногда наиболее солидным решением вопроса Художественная, риторическая, философская и гуманитарная научная мысль становится царством мнений, заведомых мнений, и даже в этих мнениях выступает на первый план не то, что в них собственно мнится, а как оно индивидуально или типически мнится 13, 380 . Мы не склонны, в отличие от В.Н. Волошинова, относить субъективизм гуманитарных текстов к недостаткам современного состояния наук. На наш взгляд, субъективное начало присуще гуманитарному знанию в силу его природы.

Какой-либо научный текст уже благодаря своей экстралингвистичной природе является диалогичным.

При условии такого широкого подхода, в основе которого находится психологичная интерпретация природы научного творчества, термин диалогичность является близким по своему значению коммуникативности. Таким образом, диалогичность характеризует коммуникативно-прагматичную природу текста и реализуется разными средствами, способами и формами, что зависит от лингвистических и экстралингвистических принципов коммуникации, необходимым минимальным и обязательным компонентом которой является эксплицитный адресант автор. Учет автором речи фактора адресата реального или гипотетического, воображаемого, его смысловой позиции является обязательным условием диалогичности.

В речи автора, имеющей внешнее выражение, данная коммуникативная ориентация обозначается при помощи определенных языковых средств.