Своеобразие менталитета носителя русского языка

Своеобразие менталитета носителя русского языка. Если путь развития русского самосознания менталитета проследить на достаточно большом отрезке исторического движения, легко обнаружить самую общую закономерность русское самосознание, как, очевидно, и самосознание любого народа, отражало реальные отношения человека к человеку, к миру за этим скрывается отношение к другому человеку и к Богу как обобщенному понятию о мире. Личное самосознание никогда не выходит за пределы коллективного, сначала откладываясь в терминах языка и затем постепенно семантически сгущаясь в научной рефлексии и в народной речемысли. Развитие русского менталитета исторически строится таким образом, что он постоянно находится в конфронтации с инородными по происхождению и функции системами, тем самым восполняя себя до объективной цельности Колесов 1991 108 . Именно в этой особенности национального сознания и следует видеть объяснение его силы, динамизма, открытости и толерантности.

Русское самосознание выявлялось и формулировалось последовательно, всегда на чужеродном фоне, отталкиваясь от него. Сначала это было столкновение языческого мифологического сознания с византийским христианством.

Своеобразие соединения язычества и христианства, отраженное в слове, вообще обусловило многие особенности русского менталитета даже понятие о Боге в нем присутствует в двух ипостасях это и Творец, и Создатель.

Различие между ними в том, что творец сам присутствует в каждой твари чем эта тварь и ценна остатки языческого поклонения твари, осуждаемые церковью более того, он присутствует и в человеке. Вторым столкновением стала конфронтация с западноевропейским католичеством.

Многие культурные термины несут в себе эффект наложения этой культуры. Скажем, термины совесть и сознание одинаково восходят к греческому слову syneidos, но совесть - это калька с греческого слова, а сознание - калька с восходящего к греческому же, но латинского слова conscientia.

Этот пример показывает многовековое соревнование латинской и греческой идеи, в конечном счете воплощавшей определенную ментальность. Русским близка окончательно сформулированная к XVII веку идея совести, попытки заменить ее сознательностью кончаются весьма печально, поскольку в народном сознании лежит представление о душевном логосе, а не о рассудочном рацио. Важна и амбивалентность логоса, который обращен и к Богу, и к человеку одновременно, в отличие от однонаправленного и одностороннего рацио Шевяков 1994 20 . Таким образом, на любом этапе развития столкновение с другими точками зрения положительно сказывалось на развитии русского менталитета, поскольку потенции собственного развития наиболее ярко проявляются на фоне внешних влияний и даже заимствований условных, конечно. Характер предпочтений русского менталитета в традиционном его виде - В центре русского менталитета находится не факт или идея, а конкретное дело Мысль расценивается как дело. За мысли можно судить так же, как и за совершенное дело Всякое дело, мысль, или слово окрашены нравственным идеалом.

Нет ничего, что не сопрягалось бы с моральным в поведении и мыслях человека Красота важнее пользы, поскольку польза - один из компонентов красоты Духовность важнее меркантильности Качество дела или исполнения важнее, чем количество произведенного Прокламируется жизнь по мечте, согласно определенной цели, а не простое протекание жизни в соответствии заданными ею же условиями Личная совесть человека предпочтительнее перед навязываемой средою сознательности Право говорить должно подкрепляться правом решать, иначе возникает то, что в народе называется болтовней С русским менталитетом традиционно связывается легковерие, точнее, вера в авторитет, а не в науку. Недоверие к науке определяется уравниванием ее с ветхозаветным законом, тогда как высокая благодать знания определяется мистически Бог предстает в этой системе как иррациональная связь людей.

Поэтому ценится не только Творец, но и созданная им тварь живое существо вообще Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой 1984 686 . Строго говоря, сила русского менталитета именно в том, что для него нет авторитета, кроме Бога, а Бог, как известно, у каждого в сердце свой. Отсюда самовольство и кажущаяся буйность русского человека, его свободолюбие.

Бог - это энергия связи между людьми Конкретное и образное предпочитается отвлеченно умственному, рационалистическому.

Именно потому, что оно образно, в нем нет единичности Жизнь человека нацелена на идеал хорошего, а не на критику отрицательно-плохого.

Плохое, то есть зло, маркировано в противопоставление к добру и, следовательно, само по себе ясно. Добро в русском менталитете выражено степенями благо, добро и прочее, но зло - однозначно, термин зло не варьируется Особое место занимает в русском сознании категория соборности. Это органически внутреннее единение людей на основе свободно осознанного качественного отношения любви по общности духа. Соборность - вовсе не сборность элементов, а именно та целостность, которая и определяет все особенности русского менталитета Колесов 1991 117 . 4.