Философия

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Группа: БУ 31 (с) Руководитель работы: Введение. Философия особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, прежде всего по вопросам об отношении мышления к бытию духа, природе, составляющему её основной вопрос.Философия одна из форм общественного сознания, принадлежит к идеологической в классовом обществе, выражает мировоззрение определенного класса. Вместе с тем философия всегда осуществляет познавательные функции, по мере своего развития становиться самостоятельной наукой, которая имеет и научные знания.

Основной вопрос любой философии имеет две стороны , первая его сторона это вопрос о том, что первично – материя или дух, бытие или мышление; другой – вопрос, о том познаваем ли мир, могут ли представления и понятия людей быть объективной истиной или мир непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. 1.Проблематика философии средневековья. До недавнего времени средневековую философию чаще всего представляли как конгломерат электрических и релятивистских идей. господствующим мировоззрением средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени - это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия полагалась «служанкой богословия», в чём философы нового времени и современности , усматривали её приниженный статус.

Средневековая философия могла касаться пара- или псевдофилософией, внутри которой отдельные свободные умы перекраивали христианское мировоззрение в духе платонизма, аристотелизма или стоицизма.

Самостоятельно философствования в ту пору не существовало, оно было консервантом античных традиций при одном инструменте теоретизирования – формальной логике и при одном инструменте согласования всеобщего и единичного – символе. Проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог – человек.Августин в трактате «О граде Божием» (ок. 413-426) полагал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной фигурой.

Как и теолог, филосов строил свои системы, обращаясь изначально Божественному смыслу бытия, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои отличные, от религии , функции, связанные с основным её свойством – сомнением и со свойствами разума, призванного эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение или патристика (2-5 вв.); 2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и его воплощения в мире ( 7-10 вв.); 3) схоластика (9-14 вв.). в каждом из этих периодов различают «рационалистическую» и «мистическую» линии.

Однако разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организованна. Обе эти линии вплоть до 13 в когда произошёл разрыв разума и веры, были нераздельны.Такому мышлению свойственно то, что называлось «схождением ума в сердце»; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение молитва, исповедь, наставление, облечённое в форму притчи.

Средневековый мир мысли пребывал в уверенности об откровенности истины в Библии. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах.Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек рождён в истине, что он должен постичь её не ради себя, а ради неё самой, ибо ей был Бог, воплощением которого на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. функции философии заключаются в том, что бы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключён в выражении «философия- служанка богословия». Основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциолизм, креационизм, традиционализм.

Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции , объясняет идейную нетерпимость к ересям.Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворённого, то оно предопределило рождение проблемы существования универсалий.

Попытки решения проблемы универсалий открыли возможности обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров.В контексте теологически ориентированной культуры логика, бывшая вместе с инструментом философии и самой философией, представляла собой способы созерцания Бога, позволяющие строить между Ним и человеком субъект отношения. Средневековое слово в зависимости от его векторности претерпело двойное преображение: воплощение (Божественного слова) и развоплощение (при направленности слова от человека к Богу). Слово было наивысшей реальностью именно в силу его существования в двух модусах.

Мир мыслился существующим потому, что было сказано, что он существует. Сказание вело к существованию, но при этом любое сотворённое существо, оставаясь причащённым Творцу, не могло быть пассивным: вещь начинала вещать о себе, иной вещи средневековье не знало.Любая вещь в силу акта творения Богом -Верховным субъектом, была субъектной и соответственно личностной - Северин Боэций назвал её субъект - субстанцией.

Идеи субъективности и личности находились в тесном отношении со смыслом воплощённого слова, не имевшего аналогов ни в одной из предшествующих религий и философских умозрений. Инкарнация (воплощение) – не вселение Бога в тело, явление богов в человеческом облике.В христианском вочеловечении Бога включает в себя жертву, принимаемую распятым Сыном человеческим, т.е. предполагает внутренние таинственные богочеловеческие отношения, теологическим истолкованием служит учение о Троице.

Если история философии есть история богопознания, то в обращении философов к Богу реализуется их свободная воля. История философии есть история мысли, выбирающей Бога. В средние века приоритетным было диалектическое знание, а не формально-логическое, а способом мышления – тропы (метафора, ирония и т. п.), поскольку любое точнейшее рассуждение перед непостижимым – всего лишь вероятное рассуждение.

Формой представления знаний стали трактат или диалог. Средневековье обнаружило огромные возможности неопредмеченного мышления, предполагавшего, с одной стороны, доказательство, основанное на примерах, а с другой стороны – требовавшего комментария библейских текстов , который есть речевая встреча смыслов Божественного откровения и человеческого постижения.В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной человеку способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли. Вопрос о свободе воли тесно связан с вопросом о Высшем благе, которым является Бог, зле, которое толкуется как нехватка блага, и предопределении.

Смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с определением поступков совестью и свободой выбора. 2.Схоластическая философия.Латинское слово scholastika происходит от греческого «школьный», «школярский» и в современной историко - филосовской науке служит обозначением совокупности спекулятивны-филосовских («диалектических») и богословских – способов рассуждения, ставших господствующими в западноевропейской культуре в Средние века (11-14 вв.). Главный предмет изучения составляли «семь свободных искусств», канон которых прочно держался со времён поздней Античности: «тривий» от лат. «трёхпутье» - грамматика, риторика и диалектика - и «квадратий» от лат «четырёхпутье» - арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Науки «квадратия» в раннее средневековья, как правило не имели, успеха и разрабатывались крайне слабо.

Схоластика по преимуществу есть философия в интерпретации текстов – Писания и Предания.В этом слысле она представляет контраст, с одной стороны, по отношению к философии Нового времени с её постоянным стремлением выявить истину через анализ опытных данных, с другой – по отношению к мистике с её неустанным влечением к усмотрению истины в экстатическом созерцании.

Схоластика находила не только ответы на те или иные вопросы, но и вопросы, оставшиеся без ответа, затруднения, призывавшие к новой и напряжённой деятельности ума. Сознание невозможности решить все вопросы при помощи только отсылки к авторитету обосновало возможность и нужность схоластической дисциплины. От Античной философии схоластика унаследовала убеждение в том, что мир в своей основе рационален и поэтому рациональное знание о мире возможно и достижимо.Познание вещей означает прежде всего познание их существенных характеристик; эти характеристики определяют «вид», «форму», каждой вещи, и они же позволяют подвести вещь под общее понятие. Сущность вещи полностью доступна познанию, поскольку у сущности и понятия одна и та же структура; они отличаются только своими местами пребывания: сущности существуют в вещах, понятия – в уме человека.

Хотя Аристотель наряду со «вторичными сущностями» (родами и видами) говорит также о «первых сущностях», обозначающих конкретные,чувственно воспринимаемые вещи, однако в аристотилевской метафизике под рационально постижимой сущностью – аналогом общего понятия – подразумевается, как правило, нечто умопостигаемое, не являющееся само по себе предметом чувственного восприятия.

Аристотелевское учение о сущности становится ядром схолостических доктрин.Однако в процессе их построения происходит переосмысление аристотелевской метафизики; ряд моментов, присутствующих в ней в неявной форме, выходят на первый план. Это было обусловлено новыми задачами, которые предстояло решить средневековым теологам; с помощью понятийно- рациональных средств выразить христианское ученье о Боге, мире и человеке.

Средневековые теологи отождествляли Бытие с Богом. В уме христианина нет ничего выше Бога, а поскольку из священного Писания известно, что Бог «есть Сущий», то отсюда делается вывод, что абсолютно первый принцип есть бытие.Поэтому бытие занимает первое место в доктринах христианских теологов, вся средневековая теология и философия оказывается ни чем иным, как учением о бытии в буквальном смысле этого слова.