МЕ­ТА­ФО­РЫ

С точ­ки зре­ния НЛП, ме­та­фо­ра не то­ж­де­ст­вен­на тер­ми­ну “ме­та­фо­ра” в фи­ло­ло­гии, хо­тя в ос­но­ве ме­та­фо­ры и там и здесь ле­жит сход­ст­во. Ско­рее, ме­та­фо­ру в НЛП мож­но на­звать прит­чей. Мы же бу­дем поль­зо­вать­ся тер­ми­ном “ме­та­фо­ра” как за­кре­пив­шим­ся в ней­ро­лин­гви­сти­че­ском про­грам­ми­ро­ва­нии по­ня­ти­ем. Итак, ме­та­фо­ра ос­но­ва­на на сход­ст­ве. Ме­та­фо­ры обо­га­ща­ют мо­дель ми­ра, воз­дей­ст­ву­ют на оба по­лу­ша­рия, ак­ти­ви­зи­ру­ют мыш­ле­ние и па­мять, за­дей­ст­ву­ют глу­бин­ные струк­ту­ры пси­хи­ки. Для соз­да­ния эф­фек­тив­ной ме­та­фо­ры ис­поль­зу­ет­ся осо­бый язык - пат­тер­ны язы­ко­во­го влия­ния или Мил­тон-мо­дель.

 

Струк­ту­ра ме­та­фо­ры:

Про­блем­ное со­стоя­ние свя­зую­щая стра­те­гия Þ Же­лае­мое со­стоя­ние
(сбор ин­фор­ма­ции с ис­поль­зова­ни­ем ме­та­мо­де­ли, реп­си­стем и ре­че­вых пре­ди­ка­тов, пе­ре­форми­ро­ва­ние)   (сбор ин­фор­ма­ции, ус­ло­вия хо­ро­шо сфор­му­ли­ро­ван­ной це­ли)

 

Так, на­при­мер, в ме­та­фо­ре из по­след­не­го за­ня­тия свя­зую­щей стра­те­ги­ей яв­ля­ет­ся стра­те­гия гра­мот­но­го пись­ма.


День 1.

Ес­ли вы хо­ти­те мар­ки­ро­вать на­ча­ло за­ня­тий, то удоб­нее все­го по­доб­рать му­зы­каль­ный фраг­мент, ко­то­рый вы смо­же­те пре­вра­тить в ау­ди­аль­ный якорь, на­чи­ная ка­ж­дый день с этой ме­ло­дии. По­че­му удоб­но на­чи­нать имен­но с ау­ди­аль­но­го яко­ря? Оче­вид­но, это да­ет воз­мож­ность уча­ст­ни­кам на­стро­ить­ся на вос­при­ятие го­ло­са пре­по­да­ва­те­ля, пе­ре­клю­чить вни­ма­ние на ра­бо­ту в ау­ди­аль­ном ка­на­ле. Мож­но на­чи­нать с рит­мич­ных хлоп­ков, пред­ло­жив уча­ст­ни­кам от­ка­либ­ро­вать темп и ритм хлоп­ков и под­стро­ить­ся, хло­пая в такт. Ин­те­рес­но про­сле­дить, как об­щий ритм и темп хлоп­ков влия­ют на го­тов­ность к на­ча­лу ра­бо­ты, вклю­ча­ют в об­щее дей­ст­вие. Вы, ко­неч­но, по­ни­мае­те что хлоп­ки ста­но­вят­ся по­ли­мо­даль­ным по­зи­тив­ным яко­рем.

Во вре­мя за­ня­тий мы час­то рас­ска­зы­ва­ем ис­то­рии, на пер­вый взгляд, не имею­щие от­но­ше­ния к обу­че­нию гра­мот­но­му пись­му. В НЛП та­кие ис­то­рии на­зы­ва­ют­ся ме­та­фо­ра­ми. Ес­ли вы хо­ти­те, что­бы ме­та­фо­ра бы­ла по­ня­та не­вер­но, обя­за­тель­но раз­бе­ри­те ее со­дер­жа­ние. Объ­яс­нив смысл ме­та­фо­ры, вы не­пре­мен­но су­зи­те ее, ог­ра­ни­чи­те кон­текст, то­гда как без объ­яс­не­ния ка­ж­дый вос­при­мет рас­ска­зан­ную ис­то­рию так, как это удоб­но и важ­но для не­го.

Тот, кто ос­та­нав­ли­ва­ет­ся у порт­ре­та Джо­кон­ды, по­ни­ма­ет ее за­га­доч­ную улыб­ку по-сво­ему. Ка­ж­дый по­ни­ма­ет что-то свое, что нуж­но ему имен­но сей­час. Ме­та­фо­ры ак­ти­ви­зи­ру­ют мыш­ле­ние, за­дей­ст­ву­ют глу­бин­ные струк­ту­ры па­мя­ти, ус­та­нав­ли­ва­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные свя­зи. Пер­вые ме­та­фо­ры, кро­ме все­го про­че­го, по­зво­ля­ют за­клю­чить до­го­вор с груп­пой о вза­им­ной ра­бо­те.