Форма языка — проявление! единства грамматических значений и грамматических средств выражения

Диалектический материализм учит понимать форму всякого явления как внутреннюю структуру явления, как способ существования содержания. Исходя из этого, соот­ношение языка и мышления можно представить себе сле­дующим образом. Мышление не существует без языка, а язык не может быть без мысли. Он является способом существования мысли, ее материализацией, т. е. формой выражения мысли.

Но так как любой выделенный элемент действительно­сти обязательно будет иметь содержание и форму, то в са­мом языке должны существовать и содержание, и форма.

Содержанием языка является все то, что, отразившись в сознании и чувствах человека, облекается в слова. Сле­довательно, смысловая, содержательная сторона языка вы­ражается в лексических единицах посредством звукового состава. Формой языка является его грамматический строй, совокупность грамматических категорий. Точнее, формой языка называется единство грамматических зна­чений и грамматических способов и средств выражения их при учете лексического значения.

Грамматический строй языка в свою очередь имеет со­держание и форму. Содержанием грамматического строя является совокупность всех грамматических значений, или, как принято называть, «грамматических категорий», а формой грамматического строя является совокупность спо­собов выражения грамматических значений.

Термин «грамматическая категория» Н. С. Поспелов определяет так: «Грамматические категории представляют собою общие, характерные для данного языка грамматиче­ские значения, которые находят свое выражение в изме­нении слов и в сочетании слов в предложениях. Граммати­ческие же формы должны рассматриваться как средства выражения этих общих категорий в конкретной оболочке слов и предложений» '.

При таком толковании этих терминов вытекает, что форма языка — это только средства выражения граммати­ческих категорий. По его мнению, категории наклонения, времени не входят в форму глагола. Значение падежа не

* «Вопросы языкознания» № б, 1953 г., стр. 53. (Курсив мой— Е. Г.-Ф)


входит в форму существительного. Более правильным ка­жется определение Л. В. Матвеевой-Исаевой: «Граммати­ческие категории — это те общие, отвлеченные разряды явлений, которые в своей совокупности образуют грамма­тический строй» '. Но Матвеева-Исаева не устанавливает соотношения грамматической формы и грамматической категории.

При решении этого вопроса о грамматической катего­рии следует вспомнить определение категорий, данное В. И. Лениным: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из при­роды. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» 2.

Такое понимание категорий можно применить и в познании языка. «Грамматические категории» — это «сту­пеньки выделения», «узловые пункты» в процессе позна­ния, т. е. грамматические понятия, обобщающие грамма­тические значения w выражаемые грамматическими сред­ствами языка. Короче говоря: грамматическая категория — это единство грамматических значений и способов выра­жения этих значений. Возьмем категорию падежа. В это понятие входят и значения именительного, родительного, винительного, дательного, творительного и предложного падежей, которые выражаются различными средствами, в том числе и нулевой флексией, как например: именитель­ный падеж мужского рода в словах стол, сарай, роди­тельный падеж мужского рода множественного числа в словах солдат, сапог или — женский род множествен­ного числа жен, лип, дынь. Таким образом, и в «грамма­тической категории» мы видим и ее содержание и ее форму.