ПОСОБИЯ, ДОПОЛНЯЮЩИЕ УЧЕБНИК

Наряду с учебником в качестве средств обучения используются и другие пособия, дополняющие его и позволяющие учителю при­влечь тот материал, который по тем или иным причинам не может быть включен в содержание учебника. Это сборники упражнений под названием «Дидактический материал», школьные словари, Справочные пособия.

Сборники «Дидактический материал» в основном представля­ют собой систему учебных карточек, предназначенных для инди­видуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Они могут быть использованы и на классных занятиях, и в каче­стве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и возможностей. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся. По­этому материал в них расчленен на разделы в зависимости от ха­рактера формируемого навыка: «Пунктуация», «Орфография», «Части речи», «Словосочетание и предложение», «Главные члены предложения», «Культура речи», «Развитие связной речи» и т.п. Задания к упражнениям, как и в учебнике, носят комплексный ха­рактер, включая материал для повторения, различные дополни­тельные задания. Сборники дидактического материала выпуска­ются не только в виде карточек. Они могут содержать комплекс упражнений, дополняющих упражнения учебника в соответствии с основными разделами школьного курса русского языка.

В связи с тем, что существует несколько учебников (учебных комплексов), происходит создание так называемых универсальных дидактических материалов, которые могут быть использованы вне зависимости от характера учебника, по которому идет обучение. (См., например: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы - 5-6 классы, 6-7 классы, 8-9 классы.)

К пособиям, дополняющим учебник, относятся «Рабочие тет­ради», представляющие собой сборники упражнений и заданий, часть из которых выполняется непосредственно в тетради. (См. например: Невская С., Тростенцова Л., Чаев П. Русский язык. Морфология. Часть 2. Глагол. Причастие. Деепричастие. Рабочая тетрадь для 5-7 классов; Ивченков П.Ф. Рабочая тет­радь по русскому языку для 5 класса.)

В виде рабочих тетрадей в ряде случаев создаются и сборники дидактического материала. (См.: Тростенцова Л.А., Страке-вич М.М. Дидактический материал к учебнику 5 класса.)

Как средство обучения в практике школьного преподавания используются различные словари и справочники. Вот некоторые из них: Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический сло-


варь (любое издание); Баранов М.Т. Школьный орфографиче­ский словарь русского языка. - М., 1999; Текучев А.В., Па­нов Б.Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. -М., 1991; Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снето-ва Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. -М., 1998; Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школь­ный словарь иностранных слов. - М., 1999; Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 1991; Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов рус­ского языка. - М., 1997; Потиха З.А. Школьный словарь строе­ния слов русского языка. - М., 1999; Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1998; Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1994; Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997; Рогожни-кова Р.П., Карская Т.О. Школьный словарь устаревших слов русского языка. - М., 1996; и др.

Пособия подобного типа с успехом могут быть использованы учителем на уроках русского языка в качестве дополнения к дей­ствующим учебникам.

§ 12. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Наглядность как один из важнейших дидактических принци­пов разрабатывается и реализуется в теории и практике препода­вания русского языка на всех этапах развития школьного образо­вания (1). Основным способом его реализации является использо­вание средств наглядности в учебном процессе. Наглядные мате­риалы могут принести пользу только в том случае, если они орга­нически связаны с содержанием урока в целом, со всеми его ком­понентами и заданиями. Приступая к использованию средств на­глядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока.

Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мо­билизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение воз­можности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Таким образом, средства наглядности ис­пользуются практически на всех этапах обучения: на этапе объяс­нения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и


формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).

Средства наглядности делятся на наглядность: зритель­ную, звуковую, зрительно-слуховую.

Средства зрительной наглядности Средства зрительной на­глядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).

Наиболее распространенным и традиционным средством зри­тельной наглядности на уроках русского языка являются табли­цы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение уча­щихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерно­сти, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоми­нания конкретного языкового материала. В связи с этим они де­лятся на языковые и речевые.

В языковых таблицах отражена закономерность, сущ­ность какого-либо правила или понятия, что способствует наи­более быстрому усвоению этого понятия, запоминанию правила, определенной нормы и т.п. Как, например, может быть построена таблица по орфографии, отражающая условия выбора написания букв е~и в корнях с чередованием? Можно в таблице .по­местить слова с данной орфограммой, проиллюстрировав каждый из корней с чередованием е-и соответствующими приме­рами. Но можно поступить и по-другому. В таблице зафикси­ровать только корни, для которых характерно чередование букв е-и (-бер- ~ ~бир~, -дер- - -дир-). Выделить суффикс -я-, служащий условием выбора правильного написания. Ввести соответствую­щие условные обозначения, использовать цвет для показа разного написания корней. В данном случае в таблице будет представлена модель орфографического правила, его структура, отражающая закономерность выбора правильного написания. Такая таблица не иллюстрирует явление, а помогает осознать его сущность, что спо­собствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию у них логического и абстрактного мышления. Словесные пояснения в таблицах подобного характера либо отсутствуют, либо используются как дополнительный прием.

Речевые таблицы содержат конкретный речевой матери­ал (слова, словосочетания), который требуется запомнить. При­мером подобной таблицы является подбор слов (на полях учебни­ка, на специальном стенде, на переносной доске) и предъявление их учащимся с целью уточнения или разъяснения их значений, а также для запоминания их орфографического облика. Другими

. ' 81


словами, с помощью речевых таблиц организуется работа по обо­гащению словарного запаса учащихся и повышению их орфогра­фической грамотности. Одним из способов предъявления подоб­ного речевого материала служат специально разработанные де-монстрационные карточки. Это динамичные, подвиж­ные пособия, из которых формируются таблицы. Содержание таблиц - слова (и словосочетания), правописание и произношение которых не регулируются четкими правилами. Демонстрационные карточки объединяются в таблицу, вмещающую не более 6 слов, связанных по тематическому или какому-либо другому принципу.

Таблицы могут быть использованы на этапе осознания, ос­мысления правил, определений, понятий, на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала. Уча­щимся могут быть предложены следующие виды заданий: отве­ты на вопросы учителя, с помощью которых учащиеся осознают сущность понятия или правила; составление алгоритма приме­нения правила; грамматическое конструирование по заданной модели; самостоятельное составление таблиц; составление связ­ного высказывания на лингвистическую тему и др.

Картина (репродукция, иллюстрация) служит источником высказываний учащихся при обучении разным видам сочинений: описание внешности человека, описание животного, описание мест­ности (4), В методике определены принципы отбора картин (репродукций) для работы на уроке: высокое художественное мас­терство, доступность для учащихся данного класса, несложность композиции, четкость авторского замысла, соответствие задачам развития речи учащихся, учет материала уроков литературы.

Методика работы с картиной как источником высказывания учащихся варьируется в зависимости от уровня развития и воз­можностей разных классов, конкретных задач урока, характера высказывания. При этом картину (репродукцию) следует прежде всего анализировать как произведение искусства, не забывая о тех специфических способах отражения действительности, которые свойственны живописи или графике.

Картина (репродукция) используется и в процессе обучения школьников составлению предложений (на заданную тему, по опорным словам и т.п.), а также при написании творческих дик­тантов. Но и в этих случаях ее методические возможности на­правлены на то, чтобы помочь учащимся в подборе необходимых речевых компонентов при оформлении высказывания.

Правильно подобранная и методически верно примененная картина (репродукция, иллюстрация) помогает учителю решить целый комплекс учебных задач: ввести и актуализировать опреде­ленную лексику; активизировать грамматические формы и конст-


рукции, изучаемые в данное время; научить оформлять специфи­ческое речевое высказывание, в основе которого лежит анализ и описание произведения живописи.

В помощь учителю и учащимся создаются специальные посо­бия, в которых представлены репродукции картин, изображения произведений скульптуры и архитектуры. Они могут быть ис­пользованы для решения перечисленных задач, и прежде всего задач, связанных с развитием речи школьников, с подготовкой их к устным и письменным высказываниям (описание картины, ос­мысление впечатлений о картине, рассказ о картине в ходе экс­курсии, в рамках сообщения или доклада и т.п.)'.

Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), поме­щенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к упот­реблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет форми­рование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в зада­ния, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала.

Достоинством заданий по карточкам является наличие в разда­точном материале упражнений различной степени трудности; что способствует реализации принципа дифференцированного обучения.

Раздаточный материал предусматривает:

1) задания на .обогащение словарного запаса учащихся (объяс­
нить значение слова, установить разницу в значении слов, подо­
брать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);

2) задания, связанные с обучением школьников точному, пра­
вильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда
возможных тот вариант, который соответствует в большей степе­
ни задаче высказывания);

3) задания, направленные на предупреждение грамматических
ошибок (нарушение норм русского литературного языка): обра­
зовать те или иные формы, составить словосочетания и предло­
жения, исправить ошибки; составление небольших связных выска­
зываний (сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда
возможных, устно описать рисунок и т.п.).

'См.: Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин. Учебно-наглядное пособие для общеоб­разовательных учебных заведений. - М., 1996; Зельманова Л.М., Колоколь­цев Е.Н. Развитие речи. Произведения изобразительного искусства. Русский ячык и литература. 8-9 классы. - М., 1998.


Сказанное позволяет определить основные методические пра­вила применения этого вида наглядности:

1. Использовать раздаточный материал следует на этапе твор­
ческого закрепления изученного материала, когда основные уме­
ния и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже
сформированы.

2. При использовании раздаточного материала необходимо
прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.

3. Необходимо в полной мере реализовать возможности раз­
даточного материала для организации индивидуальной работы
с учащимися.

Работа с карточками занимает 6-8 мин учебного времени.

Создан также раздаточный изобразительный материал, пред­назначенный прежде всего для уроков развития речи1.

В пособиях содержится материал по нескольким наиболее важным разделам программы по развитию речи: тема и основная мысль высказывания; диалог и речевой этикет; письмо; описание; рассказ; рассуждение; официально-деловой стиль речи; описание помещения и т.п. Представлены и рисунки, на которых изображе­ны герои популярных мультфильмов. Рисунок в данном случае становится эффективным речевым стимулом. Раздаточный мате­риал не копирует кадры мультфильмов, а видоизменяет их, пока­зывает героев в новых ситуациях, в незнакомых обстоятельствах. Задания, которые предлагаются учащимся в процессе работы с карточками, стимулируют их речевую активность: школьники общаются с героями мультфильмов, вступают с ними в диалог, пишут от их имени письма и т.п.

Основные виды заданий, которые содержатся в карточках:

- описать и прокомментировать рисунок;

- «озвучить» рисунок;
-домыслить изображенное художником;

- предложить свой вариант рисунка3.

Каждый рисунок может быть использован при изучении одной или двух тем программы по развитию речи; задания к ним диффе­ренцированы по степени трудности, носят вариативный характер.

К средствам зрительной наглядности относятся также диа­позитивы (или слайды), диафильмы, транспаранты. Они при­водятся в действие с помощью технических средств (графопроек-

1 См.: Зельманова Л.М. Раздаточный изобразительный материал для уроков
развития речи в 5 классе: - М., 1997; Она же. Рисунки и карточки по развитию речи
для 6 класса. - М., 1995.

2 Зельманова Л. М. Герои мультфильмов у нас в гостях. Раздаточный материал
для уроков развития речи в 5 классе. Методические рекомендации. - М., 1997.

84 '


тора или кодоскопа, диапроектора, фильмоскопа и т.п.) и вос­производятся на экране. Эти средства обучения называют эк­ранными средствами зрительной наглядности.

Транспаранты - один из видов подвижных таблиц, обес­печивающих порционную подачу материала, дающих возмож­ность показать изображение в динамике. Содержание проецируе­мого на экран материала наносится на пленку, которая демонст­рируется с помощью графопроектора (кодоскопа). Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке в процессе работы с учащимися динамичные таблицы и таким об­разом демонстрировать сам ход рассуждений при освоении ново­го правила. Сначала предъявляется языковой материал, затем -графические обозначения, поясняющие условия выбора написа­ния или знаков препинания, следовательно, раскрывается та зако­номерность, которая лежит в основе правила.

Транспаранты могут быть использованы и на этапе формирова­ния навыков, закрепления изученного. С их помощью выполняются задания на группировку и классификацию языкового материала, подбор примеров на изученное правило, подбор проверочных слов, определение правильных написаний. Проецирование подобных уп­ражнений на доску-экран ускорит выполнение заданий и их про­верку.

В настоящее время издана серия транспарантов по русскому языку для V класса. По образцу разработанных транспарантов учитель может сам создавать подобные наглядные пособия с уче­том работы в каждом конкретном классе.

Диафильмы, которые используются на уроках русского языка, можно разделить на две группы: диафильмы, дающие разъяснение, описание языковых фактов и понятий, и диафильмы, предназначенные для развития и совершенствования речевых на­выков учащихся. Содержанием диафильмов первого типа являет­ся материал (эпизоды, сюжетные рисунки, фотографии, репродук­ции, иллюстрации и т.п.), с помощью которого происходит уточ­нение, расширение, разъяснение, обобщение и закрепление изу­ченных сведений по лексике и грамматике. Это, например, диа­фильмы: «Знаменательные части речи» (автор М.Горбачевская); «Из жизни слова» (автор Л.М.Зельманова); «Диалектные и про­фессиональные слова» (автор Н.Ф.Онуфриева).

Просмотр диафильмов подобного характера сопровождается предъявлением учащимся серии специальных заданий, которые выполняются как в процессе просмотра диафильма (составить подписи к кадрам без субтитров, описать то, что изображено в кадре диафильма, найти недочеты в речи героя диафильма, объ­яснить значение слова на основе рисунка, прокомментировать


содержание кадра и т.п.), так и после просмотра диафильма. Ис­пользование диафильмов в данном случае стимулирует самостоя­тельную работу учащихся: чтение и анализ научно-популярной литературы, анализ речи окружающих, лексико-стилистический анализ произведений художественной литературы.

Диафильмы позволяют учителю более эффективно и методиче­ски целесообразно подготовить учащихся к написанию сочинений и изложений различных жанров. Они содержат интересный докумен-тальный и фактический материал, красочные иллюстрации к лите­ратурным произведениям, сюжетные рисунки. Все это создает прочную базу для выполнения того или иного задания: материалы диафильма проясняют речевую ситуацию, дают богатый фактиче­ский материал, ориентируют учащихся в выборе языковых средств.

Диафильмы помогают учителю решить задачи, связанные с формированием у школьников необходимых специальных и об­щеучебных умений. Вот некоторые методические рекомендации по использованию диафильмов на уроках русского языка.

1. Приступая к работе с диафильмом, учитель должен четко
определить цель его демонстрации на уроке и также четко поста­
вить эту цель перед учащимися.

2. Необходимо определить место диафильма в структуре урока,
органично связать его со всеми остальными частями урока.

3. Анализируя содержание диафильма до урока, учитель дол­
жен определить характер заданий к фрагментам диафильма, к от­
дельным его кадрам, к диафильму в целом, соотнести их с теми
заданиями и вопросами, которые включены в кадры.

4. Организуя работу по диафильмам, учитель должен учитывать
специфику их построения (фрагмента) и особенности использова­
ния изобразительного материала (иллюстрации, кадры из мульт­
фильмов, рисунки и т.п.). Так как диафильмы строятся фрагмен­
тарно, можно на одном уроке обсудить только определенное ко­
личество кадров, а не весь диафильм в целом. Следовательно,
разные фрагменты одного диафильма могут быть использованы
на разных уроках в зависимости от характера учебных задач,
стоящих перед учителем.

Анализируя изобразительный материал, учащиеся уточняют и комментируют значения слов и фразеологических оборотов, по­стигают характеры героев литературных произведений, получают фактические данные о тех или иных событиях, развивают наблю­дательность и эмоциональную зоркость.

5. И наконец, учитель должен тщательно проанализировать
характер субтитров, продумать систему дополнительных зада­
ний к кадрам диафильма, имеющих целью разъяснить или про­
комментировать уже имеющиеся в содержании диафильма, на-


целить учащихся на выразительное и внимательное чтение суб­титров.

Диапозитивы (или слайды) по своим методическим воз­можностям близки к диафильмам: статичное изображение в кад­ре, во многом аналогичный изобразительный материал. Однако есть и существенные различия между этими экранными пособия­ми. Кадры диапозитива не смонтированы на одной ленте, поэто­му они легко варьируются при предъявлении их учащимся. Учи­тель в зависимости от учебной задачи может менять количество используемых кадров и их последовательность. Кроме того, диа-кадр при необходимости легче воспроизвести повторно, чем кадр диафильма. И наконец, на диапозитивах обеспечивается четкое, красочное изображение, что прежде всего необходимо при предъ­явлении репродукций, фотоснимков, иллюстраций.

Таким образом, диапозитивы позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравне­нию с диафильмами. Этим и определяются возможности примене­ния диапозитивов прежде всего на уроках развития речи. Исполь­зуя диапозитивы с репродукциями картин, фоторепродукции па­мятников архитектуры, документальный материал (фотографии, запечатлевшие литературные места), учитель значительно расширя­ет сферу эмоционального воздействия на учащихся, помогает соз­дать содержательную основу будущего речевого произведения.

Особо следует отметить еще одну особенность учебных диапо­зитивов: они позволяют научить школьников описывать уви­денное под определенным углом зрения, видеть точку обзора, позицию, с которой ведется наблюдение. Это достигается тем, что в серии диапозитивов кадры подобраны таким образом, что один и тот же объект (улица, площадь, местность) показан с разных позиций. Очевидно, что диасерии с таким изобразитель­ным материалом полезно использовать при обучении описанию различных объектов.

Диапозитивы, основанные на документальных материалах, по­могают подготовить учащихся к написанию сочинений публици­стического характера. Цель подобных диапозитивов - обогатить жизненный опыт учащихся, расширить их кругозор, раскрыть сущ­ность таких нравственных категорий, как гуманизм, чувство долга, патриотизм.

Все созданные в учебных целях диапозитивы снабжены сопрово­дительным текстом, который помогает объединить диакадры в тема­тические группы, определить последовательность работы.

Диапозитивы могут быть использованы и на уроках изучения лексики и грамматики русского языка. В данном случае они вы­полняют иную функцию: это своеобразный картинный словарь


русского языка с наглядной семантизацией слов, пояснением и разграничением их значений.

Методика использования диапозитивов определяется задача­ми, решаемыми учителем на уроке. Характер изобразительного материала позволяет учителю расширить круг заданий для уча­щихся, которые выполняются после просмотра диапозитивов и ответов на вопросы, предусмотренные авторами диасерий и включенные в сопроводительный текст. Это могут быть задания типа: подготовка учащимися самостоятельных сообщений на ос­нове определенной учителем группы кадров, создание сопроводи­тельного текста к серии диакадров, написание текстов в газетных жанрах (очерк, репортаж, интервью), создание комментария к диапозитивам, создание текстов для проведения экскурсии по диапозитивам и т. п.

Средства слуховой наглядности. Основными способами реали­зации слуховой наглядности являются грампластинки и магнитофонная запись. Звукозапись в данном случае вы­полняет особую дидактическую функцию. Она представляет со­бой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произноше­ния, ударения, интонирования, а также навыки построения устно­го связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы -это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталон­ная речь, демонстрирующая нормы русского литературного язы­ка, и устные высказывания различного характера (рассказ, док­лад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.).

К учебникам авторского коллектива Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. было создано звуковое пособие, задания кото­рого дополняют упражнения учебников по русскому языку. Основу этого пособия составляют грампластинки с образцами звучащей речи. Звуковое пособие содержит материалы для отработки норм русского литературного языка, определенных и выделенных специ­ально программой для общеобразовательной школы. Следователь­но, материалы звукового пособия соотносятся с материалами школьного учебника: те упражнения, с помощью которых усваива­ются и запоминаются трудные в орфоэпическом отношении слова, озвучены. Как правило, это тексты, прозаические и стихотворные, слушая которые ученик соотносит написанное и услышанное, мыс­ленно воспроизводит звучание слов, подлежащих усвоению. Имеет­ся в пособии и негативный материал: слушая его, школьник учится фиксировать ошибки в произношении, исправлять их.

Кроме того, в пособии содержится материал для развития уст­ной речи: это, во-первых, такие тексты из учебника, по которым


учащиеся готовятся к написанию изложении, во-вторых, это озву­ченные тексты из литературных произведений, изучаемых в шко­ле. И наконец, это дополнительные тексты, демонстрирующие образцы устных высказываний: рассказы в исполнении Е.Ауэр-бах, И.Андроникова, выразительно прочитанные отрывки из произведений детской литературы, диалоги и монологи любимых литературных героев школьников. Многие тексты читаются на музыкальном фоне, предъявляются с музыкальным сопровожде­нием, что создает особый эмоциональный настрой.

Применение звукового пособия на уроке потребует от учителя выполнения ряда специальных методических условий. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу, предваряющему прослушивание грампластинки. На этом этапе необходимо поставить перед учащимися задачу работы, ориенти­ровать их на то, что они должны услышать, указать, на что обра­тить внимание, заставить задуматься, почему данное упражнение рассчитано на прослушивание звучащего текста. Другими слова­ми, учитель должен организовать целенаправленное, осознанное прослушивание, предварить его специальными заданиями, на­строить учащихся на необычную работу.

Во время прослушивания важно не нарушить звуча­ние текста замечаниями, комментариями и другими действиями, выраженными словесно. Ученик должен слушать, не отвлекаясь, сверяя звучащий текст с письменным, если работа соотносится с материалами учебника. Если в учебнике нет письменного аналога, звучащего текста, полезно научить школьников делать необходи­мые записи в процессе прослушивания; составлять план, выделять те или иные части текста, записывать слова и словосочетания, не­обходимые для дальнейшей работы, составлять интонационные схемы отдельных предложений. Кроме того, необходимо в ряде случаев (как предусмотрено заданием учебника) во время про­слушивания подготовить школьников к выразительному чтению текста учебника, организовать наблюдение над манерой чтения текста диктором: определить общий эмоциональный настрой чи­тающего, проанализировать, где и почему делаются паузы, меня­ется тон диктора, какие слова и как выделяются при чтении и т. п.

На заключительном этапе, после прослушивания, учащиеся отвечают на все вопросы, заранее поставленные учите­лем, выполняют новые задания, упражняются в выразительном чтении прослушанного текста, дают свои варианты прочтения тех или иных его частей. Если текст рассчитан на подготовку учащих­ся к самостоятельному составлению речевых произведений, то соответственно заключительным этапом работы будет задание подготовить устное высказывание на определенную тему.

 


Зрительно-слуховые средства обучения. Экранно-звуко-вые средства обучения представлены диафильмами со звуковым сопровождением, кинофильмами и кинофрагментами.

Диафильмы со звуковым сопровождением дают возможность дополнить изобразительный материал дикторским текстом. Соединение изображения и слова позволяет более полно предъявить учащимся ту ситуацию, на базе которой они будут выполнять самостоятельное задание. Звуковое сопровождение можно использовать в различных вариантах: подключать и вы­ключать, применять выборочно, воспроизводить повторно и т.п. Все это обеспечивает использование подобных диафильмов на новом методическом уровне.

Дикторский текст в диафильмах часто сопровождается музыкой, что усиливает эмоциональное воздействие на учащихся. Диафиль­мы со звуковым сопровождением предназначены прежде всего для уроков развития речи, В них используются различные сюжеты, под­готавливающие учащихся к написанию сочинений-описаний, рас­сказов, к устным высказываниям-докладам на лингвистическую тему, сообщениям, рассуждениям дискуссионного характера.

Работа над диафильмами со звуковым сопровождением опре­деляется в основном теми же методическими принципами, кото­рые реализуются и в работе с обычными диафильмами. Однако следует учитывать ряд обстоятельств. Сопроводительный текст, прочитанный опытными дикторами и школьниками, выполняет особую методическую задачу: он позволяет познакомить учащих­ся с особенностями устных высказываний-репортажей, докладов, выступлений дискуссионного характера.

Хотя с помощью диафильмов со звуковым сопровождением можно работать и над развитием письменной речи, но в первую очередь необходимо использовать возможность работы по раз­витию устной речи детей, так как этой форме речевой деятель­ности не уделяется еще должного внимания. В связи с этим в по­ле зрения учителя и учащихся должны быть специфические приемы построения устных речевых произведений: композиция; интонация; речевой этикет; средства, позволяющие привлечь внимание слушателей, построить высказывание логично и дока­зательно.

В ряде случаев работа над диафильмами потребует довольно значительной предварительной подготовки: чтение литературных произведений, просмотр кинофильмов, анализ научно-популяр­ной литературы, чтение газетных публикаций и т.п. Так, напри­мер, работа над диафильмом «Мнения разделились» (автор Л.М.Зельманова) потребует от учащихся чтения повести В.Же-лезникова «Чучело»; работа над диафильмом «Слово предостав-


ляется докладчику» (автор Л.М.Зельманова) связана с изучением материалов о мировом значении русского языка.

Кроме того, следует учитывать, что дикторский текст (доклад, выступление, сочинение) может служить для учащихся не только образцом при создании собственного высказывания, но и контрольным текстом, позволяющим определить, верно ли выполнено речевое задание. С учетом этого обстоятельства и строится диафильм со звуковым сопровождением: он складыва­ется из нескольких фрагментов, каждый из которых выполняет свою функцию. Сначала в ряде случаев даются фрагменты без звукового сопровождения (фотографии, игровой материал), разъясняющие теми или иными средствами правила построения нужного текста, предупреждающие наиболее типичные ошибки учащихся. Далее следуют фрагменты с образцами текстов, озву­ченных дикторами. Именно эти фрагменты могут быть исполь­зованы либо как образцы (они воспроизводятся и анализируют­ся до выполнения школьниками самостоятельных заданий), ли­бо как контрольные тексты (они анализируются после выполне­ния учащимися предложенных учителем заданий). На разных этапах обучения учитель определяет методику работы с учетом целого ряда объективных и субъективных обстоятельств.

Необходимо учитывать и другие особенности диафильмов со звуковым сопровождением. Их использование потребует от учи­теля серьезной предварительной подготовки: он должен освоить указания, когда включается и отключается звукозапись (они даны в субтитрах и дикторском тексте), чтобы добиться соответствия звука и изображения; продумать, кто из учащихся будет читать субтитры, и подготовить их к этой работе; определить, как будут выполнены задания дикторов; подготовиться к записи ответов учащихся на магнитофонную пленку; разработать задания, учи­тывающие специфику работы в каждом конкретном классе.

В отличие от всех остальных средств наглядности кино­фильмы и кинофрагменты обеспечивают динамику изо­бражения, синхронную подачу звука и изобразительного мате­риала, что и определяет их методические возможности. Целост­ные учебные фильмы, состоящие подчас из нескольких частей (продолжительность каждой части 10 мин), и кинофрагменты, де­монстрация которых занимает от 3 до 5 мин, применяются для решения учебных задач различного характера. Как и все осталь­ные наглядные пособия, кинофильмы и кинофрагменты исполь­зуются и на уроках русского языка, и на уроках развития речи.

Кинофильмы на уроках русского языка дополняют материалы учебника, помогают учащимся более глубоко разо­браться в сущности языковых явлений, освоить способ примене-


ния правил на практике. Для этой цели используется различный изобразительный материал: рисунки, таблицы, мультфильмы, иг­ровые и видовые ситуации, документальный материал и т.п. Дик­торский текст обеспечивает звуковой комментарий к изобрази­тельному материалу, рассказ, деловые инструкции, вопросы, ис­пользование отрывков из художественных произведений.

Для уроков русского языка созданы специальные учебные кинофильмы, такие, как «Мир родной речи», «Живой как жизнь», «Если вы вежливы» и др. Их демонстрация сочетается с изучением лексических и грамматических тем по учебнику. Следовательно, учитель должен определить то место, которое займет фильм в системе изучения темы в целом; составить во­просы и задания, позволяющие соотнести материал учебника с содержанием фильма; подготовить учащихся к выводам и обобщениям, которые необходимо сделать после просмотра фильма; помочь включить сведения, которые даны в фильме, в рассказ о том или ином явлении и т. п.

На уроках развития речи кино применяется более ши­роко, так как с его помощью интенсивно вводятся самые различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся. В учеб­ных фильмах с этой целью используются сюжетный и видовой ма­териалы. Возможности кино позволяют предъявить видовые сюже­ты в динамике, в разных ракурсах. Кинокамера организует и на­правляет внимание зрителя, заставляет его увидеть то, что необхо­димо для решения учебной задачи, помогает увидеть предмет близ­ко и на расстоянии, с разных точек зрения. Все это облегчает сбор материала к будущему высказыванию. Очевидно в связи с этим, что кинофильмы можно использовать для работы над различного рода описаниями. Именно для этого созданы такие фильмы, как «Па­мятник», «Лесное озеро», «Медвежонок» и др.

Используются кинофильмы и для обучения рассказу. С помо­щью кинофильма можно наглядно показать учащимся композици­онные особенности повествовательного жанра. Для этой цели при­меняются такие специфические приемы, как показ серии основных эпизодов экранизированного рассказа в конце фильма (они восста­навливаются с помощью стоп-кадра); анализ эпизодов, связанных с развитием действия рассказа; развитие сюжета по началу или кон­цовке рассказа; анализ дикторского текста, его дополнение и трансформация; анализ музыки фильма и т.п. Некоторые фильмы помогают подготовить учащихся к устным высказываниям. В основе таких фильмов - образец устного рассказа. Работа по филь­му потребует от учащихся выполнения ряда специальных заданий: проследить за тоном речи рассказчика; определить, как он переда­ет свои чувства и свое настроение, как держится; подумать над тем,


почему рассказ получился интересным, почему его легко слушать. Для работы над рассказом созданы такие учебные фильмы, как «История маленького рысенка», «Высота 136», «Как я однажды».

Некоторые фильмы («Берегите книгу») используются для ра­боты над рассуждением. Дикторский текст помогает определить правила построения текстов подобного характера, научить вво­дить аргументы при доказательстве основного тезиса, использо­вать необходимую лексику и т.п.

Для того чтобы были решены все задачи, обусловленные ха­рактером учебных фильмов, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации.

1. Продумывая цели и задачи использования учебного кино­
фильма (или кино фрагмента) на уроке, учитель должен опреде­
лить этап, на котором будет демонстрироваться фильм, приемы
соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.

2. Особое внимание следует уделить подготовке учащихся к
восприятию фильма: сформулировать задачи работы, ориентиро­
вать школьников на фиксирование определенных деталей при
просмотре фильма, рассказать о создателях, героях и актерах
(если они есть) и т.п. Другими словами, подготовительная работа
должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут про­
смотра киноленты учащиеся не отвлекались от решения основной
задачи данного этапа урока.

3. После просмотра кинофильма полезно выяснить общее впе­
чатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что по­
нравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был
внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осоз­
нал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с уча­
щимися будет более плодотворной.

В ходе выполнения специальных заданий, направленных на по­знание языковых явлений или на развитие речи, учитель подводит учащихся к необходимым выводам. Во время беседы со школьни­ками полезно научить их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных с просмотром фильма: наброски плана или композиционной схемы будущего высказы­вания, лексику, новую для учащихся и необходимую для будущей работы, начерно оформленные фрагменты текста и т.п.

Работа по кинофильму заканчивается, как правило, выполне­нием самостоятельных заданий (домашних или классных), обу­словленных содержанием фильма и его назначением: подготовкой устных и письменных высказываний разных жанров.

Современные технические средства позволяют использовать в качестве наглядных пособий видеофильмы, которые демонстри­руются с помощью видеомагнитофона. В настоящее время для


уроков русского языка создан видеофильм «Русский язык с помо­щью сказки», в который вошли учебные фильмы «Если вы вежли­вы», «Пес Мартын пишет объявление», «Берегите книгу» и др. (автор Л.М.Зельманова). Создание учебных видеофильмов по русскому языку находится в начальной стадии, поэтому специфи­ка их использования еще не определена.

В настоящее время арсенал средств наглядности расширяется и пополняется. Так, на уроках русского языка в учебных целях используются радио- и телепередачи1, компьютерная и линга­фонная техника.

В качестве примера использования компьютера может служить пособие Н.Н.Алгазиной «Дидактические материалы по орфогра­фии с компьютерной поддержкой» (М., 1997), в котором описан опыт применения ЭВМ при изучении и обобщении материала по орфографии. Работа над правилом (или блоком правил) на первом этапе предполагает изучение или повторение соответствующего ма­териала школьного учебника. После этого школьники с помощью серии компьютерных программ еще раз изучают нормы правописа­ния, затем тренируются в выборе написания на основе алгоритма, заложенного в программе, контролируя свои действия на всех этапах применения правила, включая последний, заключительный этап, на котором осуществляется выбор написания. С помощью компьютера школьники овладевают орфографическим разбором, схема которо­го предъявляется компьютером, что позволяет судить об уровне овладения учащимися орфографической теорией, а также об уме­нии применять эту теорию в практической деятельности.

Применение компьютера на уроках русского языка не является самоцелью. Его использование позволяет эффективно решить ряд дидактических задач: интенсифицировать учебный процесс, опти­мизировать его, активизировать познавательную деятельность школьников, пробудить интерес к учебной работе, повысить уро­вень их знаний, добиться ощутимых результатов в работе по со­вершенствованию умений и навыков.

Использование компьютерных программ обеспечивает диффе­ренцированный и индивидуальный подход к обучению, так как в них предусмотрена возможность обеспечения тренировочной рабо­ты различной длительности в зависимости от усвоения способа действия конкретными учащимися. Программа предусматривает использование в процессе тренировочной работы разных по степе­ни трудности вариантов, которые могут быть предложены учащим­ся с учетом их возможностей

1 См.: Выборное» В Ю. Работа по развитию связной речина основе телевизи­онных передач // Рус. яз в школе. - 1987. - № I. - С. 12.

учебного года. Таким образом, учитель получает путеводную звезду, ведущую его к равномерной реализации целей, сформу­лированных для конкретного класса. При составлении кален­дарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школь­ные каникулы; количество недельных часов в данном классе; особенности календаря данного года (в одни годы учебных дней может быть больше, в другие - меньше в связи с совпадением или несовпадением праздничных дней с выходными днями); наличие специальных часов на развитие связной речи, которые в про­грамме даются отдельно в конце курса каждого класса. Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико-правописных тем, так как уроки развития речи проводятся па­раллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропор­ционально. Покажем эту процедуру на примере V класса. Всего на русский язык в этом классе отводится 204 ч; из них на развитие связной речи - 34 ч. Высчитаем время, отводимое на грамматику и правописание: 204 ч - 34 ч = 170 ч. Следовательно, на один урок грамматики и правописания приходится 0,2 ч (34 ч: 204 ч) на развитие связной речи. Теперь при составлении календарного плана эти 0,2 ч умножаем на количество часов, отводимых на каждую грамматико-орфографическую или грамматико-пунк-туационную тему, и получаем число часов, которые целесооб­разно использовать на развитие связной речи при изучении язы­кового и правописного материала. Приводим пример возмож­ного календарного плана для V класса с учетом перечисленных факторов.

Календарный планработы по русскомуязыку в 1998/99 учебном году

 

    Кол-во ча-  
№ п/п Программная тема сов на язык и развитие Календарное время на изучение
    связной речи  
  Первое полугодие - 1998 г. Первая четверть (53 ч)    
Язык - важнейшее средство общения 1/1Х
Повторение изученного в 1-1У классах 18 + 4 С 2 по 29/ IX
Синтаксис. Пунктуация (начало) 23 + 7 С1/Хпо3/Х1

№ п/п Программная темя Кол-во ча­сов на язык и развитие связной речи Календарное время на изучение
  Вторая четверть (36 ч)    
Синтаксис и пунктуация (окончание) 6 + 2 С 10 по 23/Х1
Фонетика. Графика и орфо­графия 15 + 3 С24/Х1по13/ХИ
Лексика 8 + 2 с 14 по 28/ХП
  Второе полугодие - 1999 г. Третья четверть (68 ч)    
Морфемика. Орфография 22+4 С11/1по9/П
Самостоятельные части речи 11 /II
Имя существительное 20 + 4 С 12/Ппо12/Ш
Имя прилагательное (начало) 15 + 2 С 13 по 23/111
  Четвертая четверть (47 ч)    
Имя прилагательное (окончание) С 1 по 2/1У
Глагол 28 + 6 С3/1Упо17/У
Повторение пройденного в V 6+2 С 18 по3О/У
  классе    

Тематический план. На каждую программную тему в целом от­водится то или иное количество времени; это время необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом сле­дует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен существительных включает в себя сведения о литературной норме - согласование с ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Следова­тельно, на изучение рода несклоняемых имен существительных целесообразно отвести не один, а по крайней мере два урока.

Изучение той или иной программной темы сопровождается на­писанием контрольной работы и работой над ошибками, допущен­ными учащимися, поэтому в тематическом плане (т.е. в плане рабо­ты по той или иной теме) должны быть выделены часы на кон­трольную работу и ее анализ. Кроме того, в тематический план не­обходимо включить часы на развитие связной речи учащихся.

Приводим пример тематического плана по теме «Имя числи­тельное» (VI класс). На нее отводится 12 ч. Пропорционально данному количеству времени еще добавляется 2 ч на развитие

4 Методика преподавания

русского ячыка вшколе 97


связной речи. Из 12 ч необходимо выделить два урока на кон­трольную работу и ее анализ. В теме есть орфографический ма­териал, на изучение которого целесообразно отвести по два урока.

Схема тематического плана по теме «Имя числительное» мо­жет быть такой:

 

№ п/п Тема «Имя числительное» Кол-во уро­ков
Имя числительное как часть речи  
Простые и составные числительные  
Мягкий знак на конце и в середине числительных  
Разряды количественных числительных  
Числительные, обозначающие целые числа  
Выборочное изложение  
Дробные числительные  
Собирательные числительные  
Порядковые числительные  
Сочинение-рассуждение  
Морфологический разбор имени числительного  
Повторение  
Контрольный диктант  
Работа над ошибками в диктанте  
  Итого 12 + 2= 14

План урока.Этот вид плана составляется на каждый урок или уточняется ранее использованный. Он служит учителю руковод­ством для организации деятельности как своей, так и учащихся. План урока отражает тип урока (см. об этом ниже), но во всех случаях в нем должны быть следующие элементы: тема, цели, эле­менты повторения, средства обучения, последовательность рабо­ты учителя» итоги урока, домашнее задание.

Тема урока представляет собою формулировку либо програм­мы, либо параграфа учебника. Темой урока может быть то или иное специально формируемое умение, а также контрольная ра­бота, ее анализ (работа над ошибками).

Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные цели. Например, при изучении темы «Безличные глаголы» ставится следующая позна­вательная цель: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому фор-


мулируются практические цели. Так, в рассматриваемом случае конкретной практической целью будет следующая: формирование умения опознавать безличные глаголы и указывать формы, в ко­торых они употреблены.

Используемый учителем дидактический материал определяет общепредметные цели. Он обеспечивает учителю возможность сформулировать одну из них: либо воспитание учащихся, либо развитие их логического мышления, либо формирование у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по русскому язы­ку. Повторение пройденного - важнейший элемент урока. По­вторяются две группы изученного материала: смежный с новой темой и правописный. Смежный материал является фоном изу­чения новой темы. Он служит ассоциативной основой, обеспе­чивая лучшее усвоение изучаемого. Смежный материал повторя­ется на уроке либо перед знакомством с новой темой, либо в процессе выполнения упражнений. Правописный материал, если он не связан по смежности с новой темой, включается для по­вторения главным образом при выполнении упражнений. Для него учитель отбирает наиболее трудные орфограммы и труд­ные случаи в применении соответствующих орфографических или пунктуационных правил.

Характеристика остальных элементов плана урока дается ниже (см. параграф об уроке русского языка).

§ 14. УСЛОВИЯЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режис­сура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение учителем этой режиссуры, т.е. своего плана.

Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосыл­ки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие: развитие у школьников интереса к нашему предмету, использование межпредметного материала на уроках русского языка, перспективность в учении.