И как знания

Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В ц е н т р е ее и н т е р е с о в не с л у ч а й н о всегда с т о я л о с л о в о. «Я сло­вом все могу!» — утверждал русский писатель М. Пришвин. Ин­терес к слову частично отразился и в самом термине филология: др.-греч. фьоХоу1а, лат. рЫЫо&а, англ. ркгЫо§у, нем. РкйоЬ&е, итальянск. /ИоЬфа, фр. ркИо1о§у, польск. /йоЬда, чешек. /ИоЬ-§ге, русск. филология...

Считается, что древнегреческое слово сръо?юу1а первона­чально имело двоякое значение. Этот факт объясняется широтой значений второй части слова — «логос»1. Как слово обыденного языкадревнегреческое «филология» означало любовь к слову. Интересно замечание ГО. Винокура о том, что в «Законах» Пла­тона афинянин называет себя «филолохус» — словоохотливый, разговорчивый в отличие от спартанца, которого он называет «брахолохус» — малоречивый, говорящий кратко2.

К а к слово специального языкадревнегреческое «логос», по наблюдению С И . Радцига, могло выражать все понятия, к'ото-



рые передаются человеческим словом, и имело значения рассказ, ораторская речь, мысль, которая выражается словом, и высшая мысль или разум; стало быть, древнегреческое «филология» мо-ж е т б ы т ь и с т о л к о в а н о к а к любовь к ученым беседам, ученым заня­тиям. Русский филолог К. Зеленецкий отмечает у слова «логос» три значения: «ум, произведения ума, т.е. науки и знания, и слово или речь»3.

Другая часть рассматриваемого сложного слова — «филия» — означала любовь. Интересно, что греки различали несколько видов любви, чему соответствовало и несколько имен: агапе — жертвенно-нисходящая любовь, стпрге — привязанность, эрос — спонтанная и независимая от воли стихийная страсть. На этом фоне рассматриваемое нами слово филия означает любовь-приязнь, любовь-симпатию, любовь-дружбу, любовь, которая осно­вывается на свободном индивидуальном выборе человека.

Термин «филология»начал складываться в конце III — на­чале I в. до н.э. со з н а ч е н и е м всеобъемлющая наука. «Филологом» именовал себя грек Эратосфен (конец III — начало II в. до н.э.) — поэт, грамматик, математик, географ, историк. В Древнем Риме одним из первых называет себя «филологом» Аттей (III—II вв. до. н.э.), который преподавал риторику и изучал филологические и исторические древности. По наблюдениям Ю.С. Степанова, «фи­лолог» (с ударением на втором слоге) приобретает значение при­лежный к словам, изучающий слова в III — V вв. н.э. Таковы начала терминологизации слова «филология».

Филология как практическая деятельность и как практиче­ски ориентированное знаниевозникает на Западе и на Востоке исторически одновременно: в эпоху поздней античности, т.е. в эпоху эллинизма на Западе и эпоху Ханьской империи на Восто­ке, в Китае. «Александрийские к н и ж н и к и собирали литературные произведения классической поры своей античности — эпохи поли­сов, китайские — классической поры своей античности — эпохи лего. О н и не т о л ь к о собирали, но и работали над установлением их текстов; работа же над текстом влекла за собой работу над самим произведением. Так сложилось, ставшее классическим, существо филологической работы: собирание письменных памятников про­шлого, установление их текста и истолкование их» ( Н . И . Конрад)4.


Это направление практической деятельности связано с работой над письменными текстами, с созданием библиотек; крупнейшей библиотекой традиционно называется библиотека в г. Алексан­дрии (Египет; III—II вв. до н.э.).

Другое направление — обучение. В V в. до н.э. оно состояло в чтении и разборе поэтических текстов, которые к тому времени оценивались как первоклассные («классические») и требовали перевода, комментария и толкования. Это дало толчок появле­нию поэтики (др.-греч. рогейке (ескпе — творческое искусство). Поэтика возникает в V - IV вв. до н.э. в сочинениях софистов, Платона, Аристотеля, которые впервые различили и описали типы литературных произведений, или роды литературы: эпос, лирику, драму, заложили основы учения о жанрах.

Ф и л о л о г и Древней И н д и и и Древнего К и т а я в V — IV вв. до н.э. дали миру грамматические и стилистические учения, науку о пись­менности, способы толкования текста. От человека, занимавшего­ся практической филологией, требовалось прежде всего знание языка / языков, аналитические умения при работе над письмен­ным текстом, широкая культура, т.е., как писал Д и о н и с и й Ф р а к и е ц (ок. 170—90 гг. до н.э.), «осведомленность в большей части того, о чем говорится у поэтов и прозаиков».

Филологическая деятельность в Древней Греции носила название грамматического искусства; люди, занимавшиеся ею, именовались грамматиками. Обратим внимание на то, что тер­мин «грамматика» в этом случае означает нечто иное, чем в со­временном языковедении. Дионисий Фракиец, например, вы­делял в грамматике шесть частей: чтение, объяснение тропов, общепонятная передача трудных слов и рассказов, нахождение этимологии, отбор аналогий (установление места изучаемого произведения в традиции), оценка произведений5.

Так возникают первые филологические профессии— тол­кователя текстов, переводчика, учителя словесности, библио­текаря. Фактически в число первых филологических профессий входит и профессия учителя риторики (др.-греч. гкёЬопкё). Рито­рика представляет собой порождение демократического устрой­ства афинского общества (V в. до н.э.). Это устройство требовало от гражданина умения владеть словом — в народном собрании,


 




в судебном заседании, «при случае» (в ситуациях торжества, по­хвалы и т.п.). Задачу научения граждан мастерству красноречия реплали учителя риторики, они же стали и создателями тракта­тов и учебников по риторике. Из числа первых сохранившихся риторических сочинений укажем диалоги Платона (427—347 гг. до н.э.) «Горгий» и «Федр» и трактат Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) «Риторика». Таким образом, древний ритор тоже работает со словом (только с устным!), и ему нужны энциклопедическая образованность и знание человека, чтобы найти аргументы для убеждения.

Но в античном мире филология («грамматическое искус­ство») и риторика («искусство убеждения») существуют раз­дельно, как две разные науки о слове. Одна из них, филоло­гия, — наука о «слове как таковом» (Ю.С. Степанов), другая, риторика, — о слове убеждающем.

В Древнем Риме происходит разграничение филологии и грамматики; риторика существует по-прежнему обособленно от филологии. В первой половине XIX в. складывается филология как наука. В середине XX в. возрождается риторика, которая за­нимает свое место в системе филологических дисциплин.