Автор и читатель являются создателями художественной реальности. Различие между ними состоит «только» в том, что один из них, автор, создает реальность оригинальную (от. лат. ощтаИ$ — первоначальный), а другой, читатель, пересоздает ее.
Тот факт, что писатель есть творческая личность, является общепризнанным. Обратимся к читателю. Функция «быть творческой личностью» принадлежит и ему. Задача читателя состоит не только в восприятии и понимании текста; т а -кова функция любого слушающего (читающего). Читатель литературно-художественного произведения пересоздает хуД0'
ггвенную реальность. Пересозданная реальность может быть блечена 15 Ф°РМУ высказывания, пересказа, сочинения, устного ° ссказа, нового литературно-художественного произведения, Пример по мотивам, по сюжету и др. В процессе пересоздания ^дет поиск смысла произведения. В этом — стержень деятельности читателя по пересозданию, так как «смысл художественного произведения не есть данность, это объект поиска»9.
У1.Ы. Бахтиным была высказана идея «творческого понимания». Чтобы оно начало рождаться, нужны читательское воображение, опыт, нужны «ожидания», с которыми читатель встречается с художественным текстом. Так, обращение разных читателей к роману Т. Толстой «Кысь» (1986—2000), без сомнения, базируется на разных основаниях. Ими могут быть, например:
1) жанровая квалификация текста: роман (ожидается сложная, запутанная коллизия по образу и подобию «Войны и мира» Л. Толстого или «Хождения по мукам» А. Толстого»);
2) название романа: «Кысь» (в сознании массового читателя «кысь» напоминает кошку — символ мира в доме, спокойствия, домашнего уюта, или, скорее, рысь — символ хищного, агрессивного);
3) простое человеческое любопытство.
В процессе чтения романа ожидания могут оказаться «обманутыми». Это заставит одних читателей прекратить чтение; других же стимулирует к более внимательному отношению к тексту, к «игре» с текстом, предложенной автором. Прочтение нескольких страниц «Кыси» убедит тех, кто хотел увидеть «правду жизни» в привычном языковом и текстовом выражении, в том, что здесь иная «правда жизни», упакованная, по крайней мере, непривычно. Этот внешний «облик» стимулирует читателя искать смысл текста.
Обратите внимание на возможности разных путей к поиску смысла:
Бенедикт натянул валенки, потопал ногами, чтобы ладно пришлось, пРоверил печную вьюшку, хлебные крошки смахнул на пол — для мышей, °Кн° заткнул тряпицей, чтоб не выстудило, вышел на крыльцо и по-
тянул носом морозный чистый воздух. Эхи хорошо же! (полужирн,^ курсивом выделены фрагменты несобственно-прямой речи, из Кото рых настораживает «длямышей». — А.Ч.);
В тех лесах, старые люди сказывают, живет кысь. Сидит онецМ темных ветвях и кричит так дико и жалобно: кы-ысь! кы-ысь! — а видеть ее никто не может. Пойдет человек так вот в лес, а она ему на шею-то сзади: хоп! и хребтину зубами: хрус! — а ко/тем главную, то жилочку нащупает и перервет, и весь разум из человека и выйдет Вернется такой назад, а он уж не тот, и глаза не те, и идет, не раз. бирая дороги, как бывает, к примеру, когда люди ходят во сне под луной, вытянувши руки, и пальцами шевелят: сами спят, а сами ходят. <...>
Разумеется, поиски смысла — это самая трудная задача: потому расхождение между содержанием и смыслом — непременный признак художественного текста. Но дело еще и в самом читателе: не всякий читатель готов к решению этой задачи, к тому, чтобы стать, по словам У. Эко, «сотворцом» смысла текста, «сотрудником» автора.
Итак, понятие Ьото 1одиеп8 означает человека, осуществляющего посредством естественного языка деятельность по созданию и восприятию текста, содержащего любой вид реальности.
П о н я т и е Ь о т о Ь ц и е п з распространяется на проявления деятельности человека во всех сферах коммуникации: научной, деловой, правовой, рекламной, художественной, повседневной и др. В каждой из сфер говорящий (пишущий) и слушающий (читающий) имеют свои особенности. Эти особенности изучаются соответствующими филологическими (гуманитарными) дисциплинами: журналистикой, теорией и практикой рекламы, делового общения и др. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книг И. Бродского и О. Мандельштама.)
Способности и характеристики человека, обусловливающие деятельность по созданию и восприятию текстов, содержащих любой вид реальности, располагаются в нескольких плоскостях. Перечислим важнейшие:
формально-демографическая и этнографическая;
, социальная, психологическая и социально-психологическая; культурно-антропологическая;
, философско-мировоззренческая;
, когнитивная и коммуникативная; лингвистическая; ситуативно-поведенческая и др.
По своей значимости характеристики человека равнозначны тому, что акад. В.А. Энгельгардт назвал внутренней средой человека: ими, каждой в отдельности, в разных соотношениях, совокупно, определяется деятельность по созданию и восприятию текста.