рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СЛОГ И ВИДЫ СЛОГОВ

СЛОГ И ВИДЫ СЛОГОВ - раздел Лингвистика, Фонетика. Фонология. Основные сведения об ударении. Интонация § 18. Слог - Это Звук Или Несколько Звуков, Произносимых Одним Толчком Выдыха...

§ 18. Слог - это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха: со­ло­вей, мо­ло­дец, му­ра­вей. Словоформы могут состоять из одного слога: ад,раз, под; из двух слогов: по­ле, во­ля, ра­ма; из трех: по­че­му, ра­зу­вать, ка­ме­неть; из четырех: пе­ре­сту-пать, пе­ре­крё­сток; из пяти: пе­ре­та­со­вать, сле­зо­то­чи­вый; из шести: пе­ре­тре­во­жи­ться, со­про­во­ди­тель­ный; из семи: че­ло­вe­ко­лю­би-вый и более слогов. Любой слог обязательно включает в себя гласный звук. Гласный в слоге может быть ударным, например [о] в первом слоге словоформ [ро]за, [по]за, и безударным, например [ъ] во втором слоге тех же словоформ: ро[зъ], по[зъ].

§ 19. Слоги делятся на открытые и закрытые. Открытые слоги - это слоги, оканчивающиеся на гласный: со­ло­ма, ра­ма, во­да. Закрытые слоги - это слоги, оканчивающиеся на согласный: кон­верт, нос, визг. Словоформы могут состоять, например, из одного открытого слога (да, бра), из двух или нескольких открытых слогов (во­да, ро­са, ма­ши­на, пра­ви­ло), из одного или нескольких закрытых слогов (ад, лень, лен­тяй, лай­нер, кон­тей­нер), из открытых и закрытых слогов (ра­зум, при­пев, ма­ши­нист, бан­ка, ран­ка).

§ 20. Слоги бывают ударные и безударные. В двусложных и многосложных (состоящих более чем из двух слогов) словоформах один слог обычно является ударным, а другой или другие - безударными. Ударным может быть первый слог в словоформе (например, зо­ло­то, во­ля), второй слог (пе­хо­та, пе­чаль), третий (по­ле­теть, па­ро­воз), четвертый (ру­ко­во­ди­тель), пятый (со­ци­а­ли­сти­че­ский), шестой (че­ло­вe­ко­о­бразный). В зависимости от положения безударных слогов по отношению к ударному слогу в словоформе различаются безударные слоги предударные и заударные. Например, в словах ка­бан, ро­за­рий слоги ка, ро - предударные, а в словах ро­ща, слу­шатьслоги ща, шать - заударные. Среди предударных слогов различаются первый предударный - слог, находящийся непосредственно перед ударным (таков, например, слог ве в ве­ду), второй предударный - слог, находящийся непосредственно перед первым предударным (таков, например, слог че в че­ло­век), третий предударный - слог, находящийся непосредственно перед вторым предударным (таков, например, слог не в не­у­мо­ли­мый).

§ 21. Основной закон слогораздела в русском языке состоит в том, что неначальный слог словоформы строится по принципу восходящей звучности (т. е. слышимости звука на расстоянии): от менее звучного к более звучному.

Звуки различны по своей звучности: гласные - звуки максимальной звучности (обозначаются цифрой 3), сонорные - звуки меньшей звучности по сравнению с гласными (обозначаются цифрой 2), шумные - звуки меньшей звучности по сравнению с сонорными (обозначаются цифрой 1). Сонорные являются более звучными по сравнению с шумными, поэтому слогораздел может проходить после сонорного перед шумным. Обозначим цифрами звуки в следующих словах: вражда - 123113, вентерь - 132132, вексель - 131132, вельвет - 132131, карман - 132232, волна - 13223, вольный - 132232. Слогораздел в этих словах проходит между звуками, обозначенными цифрами 3 и 1, 2 и 1, 3 и 2, т. е. перед звуком наименьшей звучности: вра­жда (123-113), вен­терь (132-132), ве­ксель (13-1132), вель­вет (132-131), ка­рман (13-2232), волна (13-223), во­льный (13-2232). В последних трех словах слогораздел может проходить и между двумя сонорными: кар­ман (132-232), вол­на (132-23), воль­ный (132-232). В неначальных закрытых слогах начало обязательно строится по принципу восходящей звучности (например, ­ксель - 1132, ­вет - 131).

§ 22. Неначальный слог слова может начинаться любым согласным (включая сонорный) или сочетанием согласных (обычно двух шумных, шумного и сонорного, двух сонорных, первым из которых не может быть [j], так как он всегда отходит к предшествующему гласному, двух шумных и сонорного): ра­са, ра­ма, ка­ска, ви­хлять, ко­рма, вы­стрел. Неначальный слог (включая и конечный) может завершаться гласным (если слог открытый): по­го­да; согласным, включая сонорный (если слог закрытый): фор­маль­ный, вель­вет,ко­стюм; сочетанием двух согласных - двух шумных (про­езд), сонорного и шумного (паспорт), шумного и сонорного (а­ри­фмо­метр) или двух сонорных (комбайн); сочетанием трех и четырех согласных: ци­линдр, се­местр, консульств (род. п. мн. ч.). Эти характеристики неначальных слогов касаются также конца односложных слов (бра; кот; кость, спорт,метр, сонм; пёстр, свойств). При наличии в середине слова сочетания [j] с любым сонорным слогораздел всегда проходит после [j]: вой­на, о­бой­ма.

Начальный слог слова может начинаться с любого согласного, с сочетания двух согласных (двух шумных, шумного и сонорного, сонорного и шумного, а также двух сонорных), с сочетания трех согласных (двух шумных и сонорного), а также с гласного (либо может состоять только из гласного): па­спорт, рапорт; ста­ле­вар, враг, рдеть, льнуть,стра­на, о­тбро­сить, о­да. Любой слог, в том числе и начальный, не может начинаться сочетанием "[j] +
согласный". Любой слог, включая начальный, может начинаться сочетанием "согласный + [j]": [в'j.у]­га, бе­[л'j.о].

Начальный слог может завершаться гласным, а также любым сонорным при допустимом членении на слоги, когда слогораздел проходит между сонорными: ка­ска, ма­ска, о­бойти, нор­ма, воль­но.

Пример деления текста на слоги (орфографическую запись текста см. в § 5):

Уㆃ­ши­ро­кой сте­пной до­ро­ги, на­зыва­е­мой боль­шим шля­хом, но­че­ва­ла о­та­ра о­вец. Сте­ре­гли е­ё два па­сту­ха. О­дин, ста­рик лет во­сьми­де­ся­ти, бе­ззу­бый, сㆃ дро­жа­щим ли­цом, ле­жал на­ㆃжи­во­те у­ㆃса­
мой до­ро­ги, по­ло­жив ло­кти на­ㆃпы­льны­е (или пыль­ны­е) ли­стья по­до­ро­жни­ка; дру­гой - мо­ло­дой па­рень сㆃгу­сты­ми чё­рны­ми (или чёр­ны­ми) бро­вя­ми и бе­зу­сый, о­де­тый вㆃ ря­дно, и­зㆃ ко­то­ро­го шьют де­шё­вы­е ме­шки, ле­жал на­ㆃспи­не, по­ло­жив ру­ки по­дㆃ го­ло­ву, и гля­дел вверх на­ㆃне­бо, где на­дㆃ са­мым е­го ли­цом тя­нул­ся Мле­чный Путь и дре­ма­ли звё­зды.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фонетика. Фонология. Основные сведения об ударении. Интонация

Позиционные изменения гласных звуков позиционные изменения гласных в положении под ударением..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЛОГ И ВИДЫ СЛОГОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОНЕТИКА * ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ
§ 1. Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения. В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика з

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ
§ 2. Устная, звучащая речь, являющаяся объектом изучения фонетики, отличается от письменной речи, которая фиксирует звучащую речь в буквенных обозначениях. Звук произносится, а буква пишется. Одной

АРТИКУЛЯТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
§ 6. Звуки произносятся с помощью органов речи. Основными органами речи являются губы (верхняя и нижняя); зубы (верхние и нижние); язык (различаются: передняя, средняя и задняя части языка); альвео

Артикуляторная характеристика гласных звуков
Характеристика гласных звуков Гласные звуки [и] [ы] [у] [е] [о] [а]

Артикуляторная характеристика согласных звуков
Звук Участие шума и голоса Способ образования шума Место образования шума Наличие или отсутствие палатализации  

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ
§ 23. Звуки речи произносятся в речевом потоке не изолированно: они тесно связаны друг с другом и изменяются в зависимости от качества соседних - предшествующих или последующих - звуков, а также в

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОЛОЖЕНИИ ПОД УДАРЕНИЕМ
§ 24. В русском языке существует шесть позиций, в которых ударные гласные предстают в разных своих видах: 1) позиция в абсолютном начале слова, не перед мягким согласным; 2) позиция между твердыми

Позиционные разновидности гласных под ударением
Позиции ударных гласных а, аt tаt, tа аt’ tаt’ t’аt, t’а t’аt’

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ
§ 25. Позиционные изменения безударных гласных имеют место в разных позициях по отношению к ударному слогу: в первом предударном, втором и третьем предударных и заударных слогах (дифференцирование

Позиционные изменения гласных в первом предударном слоге
Гласный Позиция Начало слова После заднеязычных После парных твердых и [ц] После парных мягких

Позиционные изменения гласных во втором и третьем предударных слогах
Гласный Позиция Начало слова После заднеязычных После парных твердых и [ц], [ш], [ж] После пар

Позиционные изменения гласных в заударных слогах
Гласный Позиция После заднеязычных После парных твердых и [ц], [ш], [ж] После парных мягких и [ч], [〙’]

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
§ 28. Позиционные изменения согласных происходят в следующих положениях: 1) в конце слова; 2) перед глухими/звонкими шумными, кроме [в], [в']; 3) перед мягкими зубными; 4) перед мягкими губными; 5)

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги