Несколько отличная ситуация наблюдается в случае соотношения языка и мифологии. Известно, что мифологические элементы пронизывают фольклорное творчество народа, являются основой народной художественной культуры в целом. В свою очередь, язык - это тоже основа народной культуры. Таким образом, взаимно пограничные сферы языкознания и мифологии принадлежат этнолингвистике.
Надо сказать, что миф в культуре народа и в фольклоре занимает особое место. Мифология является мировым культурным наследием, своеобразной кладовой мотивов, сюжетов и образов, на которых развивается современное художественное мышление.
Большинство индоевропейских языков имеет относительно давнюю историческую фиксацию, т.е. развивалось в двух формах - устной и письменной. Что касается письменной фиксации мифологии, то это «привилегия» лишь отдельных индоевропейских этносов. Такие этносы, как балтийский и славянский, ее почти лишены. Совершенно очевидно, однако, что ранняя письменная фиксация мифологических текстов (религиозных представлений), как и в случае с языком, не является единственным историческим источником для живых этносов и языков (Толстой, 1995, 32).
Разнообразие славянской народной изустной традиции в сфере обрядов, поверий и обычаев, т.е. диалектность духовной культуры, делает ее незаменимым и почти единственным источником для истории мифологических воззрений и форм, для диахронических мифологических исследований, для определения динамики развития отдельных мифологических систем, для их этнического, территориального и хронологического приурочения в прошлом.
Более того, и мифология, и этнолингвистика пользуются целым рядом методов и исходных положений, например, семиотический анализ обряда.