АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА

Цель деятельности говорящего – закодировать своё сообщение серией звуковых колебаний, которые должны быть восприняты и адекватно декодированы слушающим. Поэтому строение и работу речевого аппарата целесообразно рассматривать с учётом акустических и перцептивных результатов его работы:

Блоки аппарата, их состав Артикуляционные движения Акустический эффект Перцептивный эффект
1. Нижний (лёгкие, дыхательные пути) выталкивание воздушной струи амплитуда и длительность колебаний сила (громкость и долгота) звучания
2. Средний (гортань, голосовые связки) напряжение связок на пути струи гармоническое колебание частота колебаний музыкальный тон высота звучания
3. Верхний (ротовая полость, активные и пассивные органы; носовая полость) а) преграда в ротовой полости б) изменение объёма и формы резонатора а) негармоническое колебание   б) спектр колебаний а) немузыкальный шум   б) тембр звучания

 

Параметры колебаний, порождаемых в речевом аппарате, становятся материалом для элементов просодической системы (просодем): высота – интонация, сила – ударение, соотношение тона и шума – волна звучности. Оформляя речевой поток, они выделяют в нём отрезки различной величины, т. е. сегментные единицы (лат. segmentum «отрезок»), по отношению к которым играют роль накладываемых сверху суперсегментных единиц (лат. super «сверх»). При этом каждый сегмент получает свой контур и / или центр, а также границы:

Сегментные единицы Суперсегментные единицы Пограничные сигналы
Фраза Контур: завершённая интонация Центр: фразовое ударение ″′ Паузы
Речевой такт (синтагма) Контур: завершённая / незавершённая интонация Центр: тактовое ударение ″ Паузы
Фонетическое слово Центр: словесное ударение ′ Факультативные паузы
Слог Контур + центр: волна звучности (Скандирование)
Звук

 

Чем мельче сегментная единица, тем менее чётко она вычленяется из речевого потока. Минимальной произносительной единицей служит слог, потенциально выделяемый при скандировании слов. В парадоксальном положении находится звук. Он не обладает ни формирующей просодемой, ни естественными границами. Более того, регулярно происходит коартикуляция: совместимые артикуляционные движения соседних звуков накладываются друг на друга. Например: [сýп] (огубленность [ý] охватывает [с]); [мáмъ] ([á] и [ъ] под влиянием [м] произносятся через нос); [днó] ([д] и [н] приобретают единую смычку).

Тем не менее говорящий и слушающий осознают звуки как особые артикуляционные и перцептивные единицы; делят их на гласные [Г] (работа голосовых связок, тон) и согласные [С] (преграда, шум или шум + тон). Объяснение этого парадокса даёт функциональная фонетика: звук становится языковой единицей, элементом фонологической системы, только как представитель фонемы, т. е. аллофон (греч. άλλος «другой»).