Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках.

И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Вы спросите Почему Да потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.

Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

Остановимся на конкретном примере. Есть в курсе истории 5 класса тема Брестская крепость. На уроке мы с ребятами говорим о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, я зачитываю отрывок из повести Бориса Васильева В списках не значился о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.

Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие на караул. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести.

Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел. Возле машины. Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.

Васильев Б.Л. В списках не значился - М. Детская литература, 1986 стр. 220 Мне никогда не забыть широко раскрытых детских глаз, в которых в этот момент можно было прочитать все восхищение, страх, ненависть, гордость. И я спрашиваю себя в этот момент Разве бы мог школьный учебник вызвать у ребят такую бурю чувств, такой интерес к теме, такое понимание И сама себе отвечаю К сожалению, нет. Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера И в пятом, и в седьмом классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России.

На эту тему можно долго и пространно говорить.

Но зачем Ведь есть Пушкин. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел И думал он Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво В гранит оделася Нева Мосты повисли над водами Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва Пушкин А.С. Сочинения.

В 3-х т. Том 2 - М. Художественная литература, 1986 стр. 173 В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я зачитываю отрывок из Капитанской дочки Пушкина. мужик слез с полатей.

Наружность его показалась мне замечательная он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок на нем был оборванный армяк и татарские шаровары Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3 - М. Художественная литература, 1986 стр. 240 Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.