Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Реферат ученицы 11 Б класса Школы 613 ЦАО г. Москвы Силоновой Лидии г. Москва, 1998г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА.2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ 2.1 САТИРИЧЕСКАЯ.2.2 ФИЛОСОФСКАЯ 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ 3.1 Воланд.3.2 Коровьев-Фагот.3.3 Азазелло.3.4 Бегемот 3.5 Гелла4. ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова Мастер и Маргарита не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте.

Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Время начала работы над Мастером и Маргаритой Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий Черный маг, Копыто инженера, Жонглер с копытом, Сын В Гастроль. Первая редакция Мастера и Маргариты была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы Кабала святош. Об этом Булгаков сообщил в письме правительству И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе Работа над Мастером и Маргаритой возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.

Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г имела подзаголовок Фантастический роман и варианты названий Великий канцлер, Сатана, Вот и я, Черный маг, Копыто консультанта. Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г первоначально называлась Князь тьмы, но уже во 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие Мастер и Маргарита.

В мае июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил е на фразе Маргариты Так это, стало быть, литераторы за гробом идут Булгаков писал Мастера и Маргариту в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться роман-судьба, роман-завещание.

Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений московский быт, запечатленный в очерках Накануне, сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе Белая гвардия, драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в Мольере, пьесе о Пушкине и Театральном романе К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в Беге, готовила описание Ершалаима.

А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед к утопической грезе покоя напоминал о сюжете Ивана Васильевича. Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как роман о дьяволе. Некоторые исследователи видят в нм апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя мистическим писателем, но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя 2.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ

А грехов у него целый воз вообще они докладывает Коровьев, говоря о Ст... 2.2 . И хотя Булгаков не рассчитывал на немедленную публикацию романа, он, м... Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично адаптировался в... Но с него за это особый спрос, ведь это руководитель писательской орга...

ФИЛОСОФСКАЯ

ФИЛОСОФСКАЯ. Ему дорого было то, что проповедовал Иешуа добро, милосердие, царство ... А все это уже проходит по ведомству сатаны, князя тьмы, повелителя тен... И кто знает, чего во всем этом больше всемогущества сатаны или фантази... 3.

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ

Отметим что в ранних редакциях Булгаков пробовал для будущего Воланда ... Даже на чрной мессе, в самом гнезде диавольщины, Диавол со своими покл... Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести ... Толстого Упырь 1841 статского советника Теляева, который оказывается р... Характерные черты поведения вампиров щелканье зубами и причмокивание Б...

ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА

ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА. Масса тюльпанов, роз из Голландии. В верхнем этаже шашлычная. Как объясняет Коровьев- Фагот, тем, кто хорошо знаком с пятым измерени... Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, и б...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа как бы тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей.

Воланд разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам. И если ещ его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость.

Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии. В начале книги, дурача Берлиоза, он утверждает, что прибыл в Москву для изучения рукописей Герберта Аврилакского ему идет роль ученого, экспериментатора, мага. А полномочия его велики он обладает привилегией наказующего деяния, что никак не с руки высшему созерцательному добру. К услугам такого Воланда легче прибегнуть и отчаявшейся в справедливости Маргарите.

Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой делится она с Мастером они ищут спасения у потусторонней силы. Булгаковская Маргарита в зеркально-перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и предавал любовь Маргариты. В романе Маргарита готова на сделку с Воландом и становится ведьмой ради любви и верности Мастеру. Также можно заметить, что история Маргариты из Фауста во многом перекликается с историей булгаковской Фриды. Но у Булгакова мотив милосердия и любви в образе Маргариты решн иначе, чем в гтевской поэме, где перед силою любви сдалась природа сатаныон не снс е укола, милосердие побороло, и Фауст был отпущен в свет. В Мастере и Маргарите милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд.

Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального Мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить Мастера Иешуа, и Маргарита здесь часть этой награды.

В эпилоге романа на крыльях тучи сатана и его свита покидают Москву, унося с собой в свой вечный мир, в последний приют Мастера и Маргариту. Но те, кто лишили Мастера нормальной жизни в Москве, затравили и вынудили искать пристанища у дьявола они остались. В одной из редакций романа последние слова Воланда таковы У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и вообще вс кончено здесь. Нам пора Воланд приказывает своей свите покинуть Москву, поскольку уверен, что этот город и страна останутся в его власти, пока здесь господствует человек с мужественным лицом. Этот человек Сталин.

Очевидно, что столь прямой намк, что великий вождь и учитель пользуется благорасположением дьявола, особенно напугал слушателей последних глав романа 15 мая 1939 года. Интересно, что это место в не меньшей степени страшило и последующих издателей булгаковского романа. Хотя цитированный фрагмент содержался в последней машинописи Мастера и Маргариты и не был отменн последующей правкой, он не попал в основной текст ни в одном из осуществленных до сих пор изданий.

Жизнь великого произведения продолжается

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 1. Булгаковская энциклопедия составитель Б.В. Соколов М. Локид, Миф, 1997 г. 2. В.Г. Боборыкин Михаил Булгаков - М. Просвещение, 1991г 3. Творчество Михаила Булгакова Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 1 под ред. Н.А. Грозновой и А.И. Павловского. Л Наука, 1991 г. 4. В.Я. Лакшин Вступительная статья к изданию М.А. Булгаков Собрание сочинений в 5-ти томах.

М Художественная литература, 1990 г.