Слово внутри класса слов

Слово внутри класса слов. Как только у слова появляется род, слово вступает в морфологические отношенияс другими словами.

Категория рода определяется по двум признакам - семантическомуи морфологическому. Винокур замечает, что Маяковский обычно сохраняет существительнымрод, присущий им в общеупотребительном языке, хотя иногда, меняя суффиксы, влияетна категорию рода. Например пироженью рвотной. Но так как Маяковский - новатор врамках хотя бы сколько-нибудь употребительного языка, а языку это явление не свойственно, такие нововведения редки в творчестве поэта. Однако можно найти такие примеры иностранныеслова типа рояль - фильм - фильма, зал - зала - зало употребление явно подчиненорифме муча перчатки замш далее ид т замуж больший интерес с точки зрения Винокурапредставляет употребление таких вариантов с сатирической задачей например, присвоениемужчине женского свойства взревел усатый нянь из поэмы Хорошо о Милюкове виммитации сцены разговора Татьяны и няни из Евгения Онегина Е утешает усатая няня, видавшаявиды, Пэ Эн Милюков.

Другая мотивация изменения категории рода дляМаяковского - иммитация детского языка Обезьян.

Смешнее нет. Что сидеть, как статуя?1Человеческийпортрет, даром, что хвостатая. Варианты нововведений в категории числа в поэзии Маяковскиого намногобогаче - зачастую поэт, заменяя единственное число множественным созда т образы никак не ассоциирующиеся в обыденнойжизни с множественностью. Если имя собственное употребляется во множественном числеэтим выражается обобщ нность, подч ркивается риторичность и, конечно, свидетельствуетоб эмоциональности. Этотруднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий1Еслиударами ядр Тысячи Реймсов разбить удалось бы сдохнут Парижи, Берлины, Вены1Здесь, по мнению Винокура, ярко просматривается связь с гиперболизмом особеннораннего Маяковского армиями Ромео и Джульетт , Ллоид Джоржи ревели со своихпостов. Любопытно употребление абстрактных понятий во множественном числе.

Этимавтор пода т это понятие в виде конкретизированного образа, олицетворения, овеществления. Употреблением названия вещества во множественном числе Маяковский добивается опрелмечиваемости, так как перед читателем сразу встают сорта обычное употребление мн.ч. с сущ. веществ. Такжеупотребление множественного числа в этих случаях прида т тексту экспрессию фамильярнойречи. Леглона город ргомадное гореисотни маленьких горь. Чтоб природами хилыми не сквернили скверы. А вот с веществами Есть ли нашихзолот небесней или товары, питья, еды. Категория числа в русском языке менееформальна, чем категория рода, хотя формально любое существительное может стоятьво множественном числе.

Это и использует Маяковский в мягких мебелях. Любопытно, что во времена Пушкина форма мебелях была вполне употребительной.

Категория числа да т Маяковскому богатуюпищу для словотворчества Тащусьмеж канавищ канав, канавок. Хлеба! Хлебушка! Хлебца!А в стихотворении Евпатория поэт выстраивает целый ряд необычных форм от словаевпатория- евпаторийскую - евпаторийцами - евпаторийки - евпаторьяки - евпаторьяне- евпатор нки - евпаторьячьи - евпаторство, и что интересно, к каждому из этихслов Маяковский находит рифму. Обилие подобных форм можно видеть и в других его стихах, например, в Военно-морской любви. Пристрастие к слову определяет частое употреблениенесвязанных морфем кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходилсянарод в учреждения. Или на заседании А-БЕ-ВЕ-ДЕ-ЖЕ-ЗЕкома. И ещ -идите и обрящете- иди и рящь е - .Этот при м используется с разными стилистическими целями для иммитации крикатолпы, его истолкования насмешки или сатиры стилизации деской речи и, по мнениюВинокура, просто ради творчества особенно в ранних футуристических работах какбы устраивая смотр словообразовательным средствам языка. На этой почве филолог сравниваетМаяковского с Хлебниковым и, выявляя различия в принципах употребления нововведений, вс -таки призна т, что Хлебников повлиял на оформление стиля молодого Маяковского. Винокуртакже говорит о смещении обычных отношений слов с абстрактными и конкретными значениями. Приэтом слова отвлеч нные превращаются в вещи или живые организмы.

Морфологически этодостигается присоединением суффиксов, характерных другому семантическому классу. Здесьвозможно несколько вариантов во-первых присоединение увеличительных суффиксов котвлеч нным существительным духотище, красотищи, войнищи. Здесь наблюдаетсяиммитация явлений фамильярной речи типа силища, хвостище. Это и обусловливаетпонятность и экспрессивность подобных конструкций. Во-вторых - присоединение уменьшительныхсуффиксов задача и принцип те же плачики, нэпчик, любовишки, смертишек. К этому же типу относятся случаи приращения увеличительных суффиксов к существительнымматериалов лучище, водища, народина Есть и третий случай, когда увеличительныеили уменьшительные суффиксы присоединяются к именам собственным Бродвеище, декабрик, поцелуишко, потерийка любопытно, что здесь вычленяется новый суффикс -ийк, не существующийв языке. Все эти при мы служат для материализации понятий. Естьв произведениях Маяковского и работа обратная этой- создание обобщ нных, отвлеч нных, собирательных понятий от конкретных существительных баронь, стоэтажие, рыхлотелье, мещанья, доисторичье. Любопытнообразование нового типа слов, женского рода, заканчивающихся на мягкий согласный рабкорь, склянь. Зачастую Маяковский бер т за основу действие или признак, вытесняет привычные суффиксыи получаются нищь и голь, л гочь, ясь, жью кожи, в жадности и в алчи. Авторстихов не ограничивается этим трел р тот, кто изда т трели, читаки, красавка, калекша всеэти слова имеют значение действующего лица, ведь в рамках будничной речи ему тесно. Именнопоэтому также создаются сложные слова. Винокур останавливается на четыр х классахтаких новообразований 1 с суффиксом -ье тупорылье, рыхлотелье, визголосие интересно-не визгоголосие, как по правилам языка .2 слова, основанные на принципе теле- ,радио- радиосплетни, звездомедведья, молодолес прилаг 3 сложением основ, или, точнее говоря, сложениемслов людогусь, пролетариатоводец, дрыгоножество 4 сложносокращ нные слова типа современного хозрасч т млечпуть, самокритик-совдурак. Авторфилологического труда также отмечает большое количество сложных прилагательных. Причиной этого он видит ритмические особенности стиха а также тяготение к грандиозным образам что характерно для классицизма быстрол тный, мордой многохамной, стодомым содомом, тысяче-миллионо-крыший волжских селений гроб. Принцип образованияэтих неологизмов - книжный, необычность и новизна - семантические. Занятны конструкции, часть основы которых составляет определение крикогубый, быкомордая орава, кудроголовым волхвам, прич м отношения в этих прилагательных сходны с отношениямисуществительного и