рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Книга Г.О. Винокура "О языке художественной литературы"

Работа сделанна в 1996 году

Книга Г.О. Винокура "О языке художественной литературы" - Реферат, раздел Литература, - 1996 год - Московский Государственный Лингвистический Университет.кафедрарусского Языка...

Московский государственный лингвистический университет.Кафедрарусского языка.Реферат по книге Г.О. Винокура О языке художественной литературы студента 1 курса 101кор англ. учебной группыАкимова Ильи.Москва1996 год. ПЛАНВведение.Основная часть.НововведенияМаяковского в литературный язык.1 Слово и классы слов.2 Слово внутри класса слов.3 Слово во фразе.4 Слово в предложении. Заключение.Известный языковед и литературовед советского периода профессор МГУ с1942 года Григорий Осипович Винокур 1896-1947 на протяжении своей творческой жизнизанимался вопросами истории русского литературного языка, текстологии, культурыречи.

Основные труды его посвящены изучению языка и тваорчества А.С.Пушкина, А.С.Грибоедоваи В.В.Маяковского. КнигаГригория Осиповича Винокура О языке художественной литературы в разделе Анализ да т представление о возможностях языка на примере творчества выдающегося поэта серебряного века В.В.Маяковского, широко использовавшего различные языковые средства. Прежде всего нужно сказать, что свои новаторства Маяковский не считал годными для употребленияв повседневной жизни. Но все его нововведения представляют большую ценность и материалдля исследования с филологической точки зрения, что и находит отражение в книгеГ.О. Винокура. 1

Слово и классы слов

Интерес представляет то, по какимпринципам он склоняет то или иное сло... Интересно, что Маяковский превращает в существительные транскрипциюино... Эти процессы могут протекатькак внутри одного класса так и между разны... Образуются у Маяковского прилагательныеи от наречий гимн еще почтее. Многочисленныи продуктивны случаи наращения приставки на обычную форму...

Слово внутри класса слов

Винокур замечает, что Маяковский обычно сохраняет существительнымрод, ... Однако можно найти такие примеры иностранныеслова типа рояль - фильм -... Что сидеть, как статуя?1Человеческийпортрет, даром, что хвостатая. Любопытно, что во времена Пушкина форма мебелях была вполне употребите... Здесь наблюдаетсяиммитация явлений фамильярной речи типа силища, хвост...

приложения в предложении. Маяковский имеет в виду с губами -криком, мордой - быком и т.д. Такое истолкование Винокуром этих конструкций являетсяновым к ним подходом. Также филолог отмечает, что поэт не избегал и обычного способа образования слов, например, красноязыкий, звонконогие, лазоревосинесквозные. Иногда сложные прилагательныесоздают комический эффект эскадры верблюдокорабледраконьи. Не обош л своим вниманием Винокур и способа образования слов присоединением приставки -раз, которая усиливает признак.

Разужасная, разувлекательный, распробабкиной, время распроститучье и даже от united - разЬюнайтед.

А когда эта приставкаприсоединяется к превосходной степени прилагательного получается как бы превосходнаястепень в квадрате, что характерно не только для творчества Маяковского, но и дляразговорной речи пресволочнейшая штуковина, распронаиглавнейший. То же видими с существительными рассоциализм, архиразиерархия Довольномного у поэта новообразований в приставочных глаголах.

Подробно Винокур не описываетэтот при м всвязи с освещ нностью его в филологии, а останавливается на двух частныхслучаях 1 вторичное наращение приставокна глаголы, уже снабж нные ими 1 .Языковед выделяет здесь два случая принцип - испозолочено как в древнерусском изурезались, порастыкали, где наращение возможно из-за потери первой приставкойсвойств этой части слова изъиздеваюсь. Маяковский тем самым воскрешает сложноеслово, превратившееся в современном языке в простое.2 отсечение дополнительных морфем приставок и суффиксов от глагола. Этим поэтобновляет восприятие слова ложите, взвидишь , Ну и сон приснит вам полночь-негодяйка. Винокур отмечает, что анализ его, разумеется, не полный, но общие тенденции намеченыв некоторых существенных отношениях .3. Слово во фразеЯкобсон говорит, что поэзия Маяковского - это поэзия выделенных словпо преимуществу. Винокур в своей работе пишет о том, что с точки зрения версификационногоанализа позиция Якобсона верна, но нужны синтаксические обоснования. Их он приводитв главе Слово во фразе. Дело в том, что стиль Маяковского - это разобщ нные отрывки, связанные семантически, а не синтаксически. Поэтому при устранении синтаксической зависимости речь превращаетсяиз связанного потока в обрывки, которые превращаются в строй независимых синтаксическихединиц, дополняющих друг друга своими семантическими значениями без опоры на формуслов.

В то время как в языке приняты конструкции уехал вчера, очень ум н, у Маяковскогочаще встречается не примыкание, а обособление 2 .Для поэта нет разграничений между вы, с вашей добротой и вы с вашей супругой т.е. обособление доходит до крайних пределов слова, семантически составляющие одноцелое, синтаксически разобщены и превратились в несколько синтаксических целых. Для того, чтобы понять детали нужен более тщательный рвзбор.

Здесь Винокур выделяет несколько случаев употребление изолированных именительных падежей чаще поэт употребляетих несколько подряд, с опредедениями и без них, но обязательно без глаголов. Функциитаких конструкций различны а картинное изображение места и обстановки действия, обрисовка аксессуаров сюжета Ночь. Надеваете лучшее платье. Или Бульвар Машина.

Сунь пятак что-то повертится, пошипит гадко. Или такой яркий пример из стихотворения Про это Лубянский презд.

Водопьяный вид вот. вот фон. В постели она. Она лежит.

Он. На столе телефон.б достижение кинематографического эффекта Мотоцикл.

Толпа. Сыщик. Свисток.в именительный падеж как исходный пункт для рассуждения.г употребление для лаконизма например в автобиографии Я сам Беллетристикине признавал совершенно.

Философия.

Гегель.

Естествознание.

Но главным образом марксизм. Как мы видим функции разные, но смысл один - разобщ нность именительных падежей, которые превращаются в независимые синтаксические целые, связанные семантически. Это явление выделяется и в общеупотребительной речи, что отмечают Шахматов и Пешковский. Ноони склонны толковать разобщ нные именитльные падежи как сказуемые, а, следовательно, какпедложения.

Винокур считает иначе в синтаксических целых которыми являются разобщ нныеименитльные падежи нет наклонения и времени, поэтоу они не предложения.

Хотя филологотмечает аналогичную с предложениями функцию этих конструкций, но только с оговоркой, что это достигается различными средствами. Другие именительные тоже не сказуемые. Отличие от существительных синтаксических единств состоит в том, что они разобщеныс текстом, что прида т новую художественную ценность слову.

Например, числительныеобычно не употребляются без существительных, но Четыре. Тяж лые, какудар.

Кесарево Кесарю - Богу богово. Где именительный отдел н от других определений. Наиболее ярко разобщение видно на примере конструкции именительное ФРАЗА глагол Винокурсклонен считать, что такая конструкция предложением не является. Морган.

Жена. В корсетах.

Не двинется. Или Москва.

Вокзал.

Народу сонм. Набит, что в бочке сельди. Изолированные именительные аналогичны по функции в тексте - т.к. любые синтаксическиесвязи с текстом отсутствуют, то они несут лишь смысловую нагрузку, которая и позволяетотносить их к тексту. Майстоял. Позапрошлоелето. Вещи. Всем по пять кило. Лингвист говорит нам о сходных конструкциях, которые также встречаются в стихахМаяковского.

Если бы у данного слова не было тире, его можно было бы принять запрямое дополнение.

Кто-то предлагал - сквозь Землю до Вашингтона кабель. Здесьнет вопроса в винительном или именительном падеже кабель, да это и не важно т.к.конструкция синтаксического смысла не имеет.

Или например Обалдело дивились выкрутас монограмма, дивились сиявшемусеребром полированным Монограмма синтаксически равна сиявшему Атак же Картина третья.

Бытовая.

Разв ртывается утрамвая ТРИ отдельные синтаксические целые, которые в обычном языке были бы подлежащим, дополнением и сказуемым ОДНОГО предложения.

Разобщ нные именительные - частныйслучай преодоления синтаксиса поэтому и короткая строка в творчестве поэта и разбросслов, обычно связанных. Скушно Пушкину.

Чугунному ропщется. Были времена - прошли былинные здесь одно существительное употреблено в двухместах - сначала без определения, а затем определением. Поэтому повышаетсявес прилагательного, появляется возможность его субстантивизации. Вот и ещ примерсвоеобразия языка Маяковского. Другое словесное разобщение достигается вытеснением зависимой формы независимой.

Пелагея, что такое? где ещ кусок жаркое?Вместо двупланоаой конструкции кусок жаркого, этим и обусловлено такое разделениена строки. А вот ещ способ освобождения слова от синтаксических связей слово, принудительнотребующее дополнения, употребляется без него. Я не могу на улицах! .Независимое употребление разных звеньев предложения приводит к отсутствиюглагола там, где по норме он нужен. Но т.к. основанием высказывания, как правило, является независимый член речи, нет надобности в глаголе. Здесь нет предикации, аесть нерасчлен нный способ выражения, которым обладает каждое слово.

Доглагольное синтаксическое построение делится на несколькослучаев. 1 восклицания Нагнали каких-то. Блестящие!В касках!Нельзя сапожища!Скажитепожарным 2 Условные конструкции после еслиЕслиб рот один, без глаз, без затылка - сразумогла б поместиться в ротцелаяфаршированная тыква.3 Целевые конструкциипосле чтобы Глупыеречь заводят чтобдед приш л, чтобигрушек ворох. Однообдумывает мозг лобастого, чтобывернее, короче, сжатее.4 Иллюзия недоговор нности Икогда говорят мне, что труд, и ещ, и ещ, будтохрен натирают на заржавленной т рке первоначально - говорят про труд. Дальнейшимследствием этого принципа является отсутствие союзов Замечали вы - качается в каменных аллеях полосатое лицо повешенной скуки Иззахолустничается.

Станет - Чита. Иногда у Маяковского независимость получает грамматическое выражение Глазау судьи - пара жестянокмерцаетв помойной яме Сказуемое тяготеет к сравнению что можно наблюдать в древнерусской литературе а князь их - фота на голове красная - клюквы воз - щека. Любопытно, что между членами нет отношений подчинения, есть присоединение независимыхчленов.

Синтаксическая самостоятельность уравнивает все слова и уничтожает иерархию Маленькая, но семья.

Хорошо и целоваться, и вино. Тот же смысл и при преобразовании других, менее свободных категорий Мы знаем, кого мети! , Поэзия - это сиди и над розой ной Зачастуювидим изменение ранга слова, например, превращениепредлога в наречие занимательно, что в древности эти предлоги скорее всего и былинаречиями Иза, инад, ипод, ипреддомовдредноуты Иногда поэт производит инверсию и без перемены функции, например Возрадуйтесь, найден выход из положенья этого Нередко он опускает предлоги, тем самым замедляя онаречивание существительного спредлогом По Красному морю плывут каторжане, трудом выгребая галеру. Или Склонилась руке, где обозначение предмета, к которому обращено действие опятьже подвержено древнерусской традиции избивая гуси и лебеди завтроку и обедуи ужине. . Винокур отмечает, что Маяковский не любит подчинения, а предпочитаетсвободные присоединительные конструкции Оскольких можно упразднить, заменя добросовестным телевоксом. Испуститчих -держусьна месте еле я Таким образом, особенностью языка Маяковского является ослабление синтаксическойсвязи за сч т семантической слово может быть синтаксическим целым без иерархическихотношений с другими словами. Также в языке литературы этого неординарного поэтанет различия между словом и предложением что, как отмечает Винокур, было присущепрародителю всего земного языка т.е. существовала одна единица общения - предложение-слово-звук-крик. О ч м это говорит? Нет, совсем не об архаизации или стилизации - Маяковскоготрудно представить человеком, берущим что-либо из прошлого, он жил самым современным это говорит о сохранении некоторых черт праязыка, которые интуитивно оживил и пустилв литературу Маяковский. 4Слово в выражении.

Фразеология Маяковского представляетсоединение слов как носителей материальных значений. Выражение для него - фразеологическийаналог синтаксического целого т.е. предложения. Фразеологическими сращениями называются такие лексическо неделимые обороты, обобщ нно-целостное значение которых не определяется значением составляющих егокомпонентов. 3 У Маяковскогонаблюдаем борьбу с омертвением отдельного слова в фразеологическом сращении.

Словавосстанавливают свои отдельные значения, т.е. происходит процесс, аналогичный тому, что прослеживался в синтаксисе.

Поэт созда т такие условия, что слово во фразеологизмедолжно ожить, чтобы фраза была понятна.1 употребление слова в его буквальном и примитивном значении, что зачастую слышимв разговоре детей. После того, как одна дама сказала, что в каком-то деле она собакусъела, мальчик перед е появлением стал прятать своего щенка.

Совершенно так жеМаяковский пишет Она буржуазия -измухи делает слонаипослепрда тслоновую кость. Налицо разложение идеоматики Если зуб на кого - отпилим зуб Ктоиз вас, из с л, из кожи вон, из штоленнешагн т впер д Буквальность из кожи вон подч ркивается параллельными конструкциями изс л, из штолен И, конечно, разложение более слабых конструкций Как трактир мне страшен ваш страшный суд , Розданные Луначарским венки лавровые сложим в общий товарищеский суп. Или Сегодня с денщиком ору ему - Эй, наваксь штиблетину, чтоб видеть рыло в ней и конешно - к матушке, а он меня к моей, кматушке, к свет к Елизавете Кирилловне!Такое употребление обусловливает двойное восприятие - и целого, и частей.

С такимподходом поэт получает возможность подбирать слова в выражения не боясь омонимиис фразеологизмами.

Сплошной ливень вспенил белый океан, сшил белыми нитками небои воду. В данном случае наличие фразеологического сращения шито белыми нитками просто игнорируется. Это я попалпальцем в небо, доказал он - вор!Приципы Маяковского дают богатый материал для каламбуров На земле огней - до неба В синем небе зв зд - до чорта. Метафора - это подмена одного значения слова другим 4 в общеупотребительном языке есть разграничение сочетаемости слов вообще и метафорв частности.

Поэтому мы говорим духовные искания но поиски работы. А у Маяковского Я ногой, распухшей от исканий обош л Тут оживает первоначальное значение которое не зависело от контекста .всердце таком слованичего не тронут трогаютих революций штыком. Это четверостишье напоминает полемику о слове трогать в эпоху Карамзина. Дорогадо Ялты будто роман вс время надо крутить. от просторечного крутитьлюбовь. Зачастую каламбур рождается при использовании чистого омонима Чтобы суше пяткам- пол стелется, извиняюсь за выражение, прбковым матом. Ещ одно нововведение - подмена части фразеологизма В этой теме, и личной, и мелкой, перепетой не раз и не пять Или Если кто кого ругает особенно по общеизвестной матери Таже природа в Окнах роста - пословицы нашла коза на камень , Колчак -не воробей, вылетит, не поймаешь Это написано 50 лет тому впер д , Мы аж на тракторах пахали от мы пахали , Облако в штанах по аналогии с философв юбке. Всеэти нововведения не просто для эксперимента, цель поэта - максимально полно использоватьэкспрессивность языка вообще и разговорного языка в частности. Только такое словомогло всколыхнуть массы, сагитировать, убедить. Какпишет сам Винокур, это не полный анализ творчества Маяковского, но он является полным, довольноинтересным, освещающим те стороны творчества поэта, о которых не было сказано ранее. Филологвысказывает мысли, теперь ставшие основополагающими в исследовании языка Маяковского. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Г.О. Винокур О языке художественной литературы глава Анализ 1 Тренин 2 в филологии этитермины употребляются применительно к другим конструкциям Пешковский 3 М.И.Фомина 4 Г.О. Винокур.

– Конец работы –

Используемые теги: книга, Винокура, языке, художественной, литературы0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Книга Г.О. Винокура "О языке художественной литературы"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

О языке художественной литературы
Книга Григория Осиповича Винокура“О языке художественной литературы” в разделе “Анализ” даёт представление о возможностях языка на примере… Но все его нововведения представляют большую ценность и материал для… В основном Маяковский руководствуется звуковой формой слова : если слово заканчивается на твердый согласный то оно…

Способы отражения русских реалий во французском языке (язык художественных произведений и прессы)
Обьектом нашего исследования являются способы отражения русских реалий во французском языке. Реалии это слова и словосочетания, называющие объекты, характерные для жизни… Актуальность избранной темы обуславливается тем, что исследование слов-реалий является одной из проблем современной…

Понятие литературный язык. Место литературного языка среди других форм существования языка
Литературный язык это язык государственных и культурных учреждений школьного обучения радио и телевидения науки публицистики художественной... Современный литературный язык многофункционален Он используется в различных... Основные сферы использования литературного языка телевидение и кино наука и образование печать и радио...

Два объекта истории русского языка: живой язык диалектный и литературный язык
Новые общественные функции приобретает русский язык по мере сложения новой исторической общности советского народа он становится межнациональным... Современный период... Горшкова Хабургаев ИГРЯ...

Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души.
На сайте allrefs.net читайте: Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души....

Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования.
На сайте allrefs.net читайте: "Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования."

А.Л. Лось Пособие включает разделы: языкознание как наука о языке, сущность и структура языка, лексикология, фонетика, грамматика, письменность и графические
Предисловие... Настоящее пособие написано в соответствии с программой по курсу Введение в... Автор стремился достаточно полно изложить материал курса осветить наиболее существенные проблемы стоящие перед...

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
высшего профессионального образования... Алтайская государственная академия культуры и искусств... Факультет информационных ресурсов и дизайна...

Философия языка "Трактата": логика языка versus логика мышления
Почти год Витгенштейн провел в плену, большую часть времени в лагере в Монте-Касино (Южная Италия). Здесь он и закончил ЛФТ. На протяжении всего… Добавим, что первое издание ЛФТ относится к 1921 году [23] . Для общей оценки… Можно сказать, что именно в этом произведении был выражен лингвистический поворот, у Фреге и Рассела лишь намеченный,…

Отечественная филология русский язык и литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ... Государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам