Г л а в а II. Тысячелетнее царство в Новом Завете и всечеловеческое братство Достоевского

Г л а в а II. Тысячелетнее царство в Новом Завете и всечеловеческое братство Достоевского. Н. Ф. Федоров, автор Философии общего дела, был одним из замечательных людей, имевших влияние на Ф. М. Достоевского.

Последователь Федорова, народный учитель Н. П. Петерсон, прислал писателю изложение книги мыслителя.

Она глубоко взволновала Достоевского, о чем свидетельствует его ответ своему корреспонденту Скажу, что, в сущности, совершенно согласен с этими мыслями. Я их прочел как бы за свои сегодня я прочел их анонимно В. С. С. Я нарочно ждал его, чтобы прочесть ваше изложение в идей мыслителя, так как нашел в его воззрениях много сходного, и далее Мы здесь, то есть я и Соловьев, по крайней мере верим в воскресение реальное, буквальное, личное и в то, что оно будет на земле. В. С. Соловьев также высоко оценил идеи ФедороваВаш проект есть первое движение вперед человеческого духа по пути христову.

Я, со своей стороны, могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным .26, с.345. Философ и критик К. В. Мочульский так трактует систему Федорова Философия общего дела Федорова сводится к парадоксальному положению объединение сынов для воскрешения отцов Нужно уничтожить распрю между государствами, народами, классами, нужно создать бесклассовое общество, единую семью, братство.

И тогда объединенное человечество сможет выполнить свое великое призвание, завершит дело Христа на земле 23, с.506. Самое существенное Если человечество объединится в любви, то не будет катастрофического конца света и Страшного Суда. Наш земной мир без потрясений эволюционно превратиться в Царство Божие 23, с.506. Федоров говорит о религии как о реальной космической силе, преображающей мир, ставит христианам грандиозную практическую задачу всеобщее воскресение, ибо религия есть дело воскресения. Для автора проекта всеобщее воскрешение имеет ценность безусловную 29, с.558, ценность светлого дня восстания 29, с.529. Федоров пламенно верит, что воскресение явится завершением богочеловеческого процесса 23, с.507. Идеи Достоевского о единстве, семейственности и братстве, вера в религиозный смысл истории и в преображение мира действенной любовью нашли в учении московского философа блестящее подтверждение.

В проекте Федорова Достоевский нашел выражение своих многих надежд, но все же нельзя говорить, что писатель в своих воззрениях полностью придерживался идей Федорова.

Реальные пути методы достижения воскресения и, следовательно, Царствия Божия, предложенные Н. Ф. Федоровым, нередко имели характер колдовства, о чем пишет Мочульский. Скорее, во взглядах Ф. М. Достоевского встречаются реминисценции идей московского мыслителя.

В 1868 году Достоевский писал своей племяннице С. А. Ивановой Милая Соня, неужели Вы не верите в продолжение жизни и, главное, в прогрессивное и бесконечное в сознании и в общее слияние всех. Удостоимся же лучших миров, воскресения, а не смерти в мирах низших Достижение Царства Божия лучшие миры понятие, неотъемлемое от воскресения более того, Царство Божие невозможно без воскресения, реального буквального, личного будущего на земле. Воскресение же осуществимо лишь в условиях объединенного на основе любви agaph человечества, всечеловеческого братства.

Итак, Достоевский различает Царство Божие и период всечеловеческого единения соборность, рассматривая последнее как переходный этап развития человечества. Ввиду вышеизложенного неудивительно высказанное Соловьевым Центральная идея, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, была идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христа27, с.241. Для нас исключительно важно то, что до конца понять религиозные идеи Достоевского можно лишь в свете апокалиптического сознания по выражению Бердяева.

Христианство Достоевского, пишет Николай Александрович, не историческое, а апокалиптическое христианство 13, с.135. Достоевский, автор Братьев Карамазовых уже сейчас ощущает конец времен, осознает себя в грядущем. Взгляды писателя относительно судеб человечества вполне сопоставимы с новозаветными эсхатологическими теориями. Рассмотрим экзегезы 20-ой главы Откровения Иоанна стихи 4 6. Читаем И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано су дить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение.

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет Далее, в 21-ой главе, говорится о новом небе и о новой земле, новом Иерусалиме, скинии Бога с человеками, то есть о Царствии Небесном.

В своей книге Мир Нового Завета New Testament Survey название оригинала исследователь Мерилл К. Тенни приводит основные толкования 20-ой главы Апокалипсиса Суть толкования сосредоточена на вопросе, рассматривать ли тысячу лет millennium буквально или образно, а также предшествует ли она второму пришествию Христа или следует за ним 22, с.349. В толкованиях выделяют три направления постмилленаризм, амилленаризм, премилленаризм см. Приложение.

Постмилленаристы полагают, что тысячелетнее царство предшествует второму пришествию Христа. Торжество Евангелия введет царство мира, которое продлится до пришествия Христа 22, с.395, который совершит окончательный суд. Амилленаристская теория отрицает буквальное существование тысячелетнего царства. Возможно, под тысячелетием подразумевается переходное состояние умерших. Христос может прийти в любое время, когда Он будет судить мир и представит состояние вечного блаженства для праведников, новое небо и новую землю 22, с.395. Согласно премилленаризму тысячелетнее царство следует за вторым пришествием Христа, который явится лично, чтобы начать Свое царство.

Праведные умершие воскреснут и будут лично царствовать с Ним на земле на протяжении тысячи лет. Во всех случаях тысячелетнее царство предшествует Царству Божьему и с ним не отождествляется. Эволюционный подход к эсхатологии то есть, постепенное развитие человечества, конечной целью которого является переход в вечное состояние, достижение Царства Божия более схож с теорией постмилленаризма.

Этап всечеловеческого братства и есть тысячелетнее царство, предшествующее воскресению.