Алексей Карамазов как новый тип христианской духовности

Алексей Карамазов как новый тип христианской духовности. Для воплощения любой идеи необходим деятель.

Достоевский указывает этого деятеля в образе его предначертан новый тип христианской духовности иноческого служения в миру. Русский инок, Алексей Карамазов, не является описанием существующего идеала, он не столько обобщающее итоговое изображение, а скорее выступает заданием и проектом по выражению Л. А. Зандера 17, с.182 предстоящего восстановления образа Христа в человеке. Роман говорит именно о возможном значении А. Карамазова.

Реализоваться полностью ему надлежит в будущем в предполагавшемся втором, главном романе, поэтому он деятель пока неопределенный, невыяснившийся 1, с.7. Пройдя через монастырскую аскезу, Алексей Карамазов совершает жертву, заключающуюся в отдаче своего малого я, неполного, ограниченного, закованного своекорыстием 24, с.405. Эта жертва есть великое освобождение, необходимое для всякого творчества, она есть выход из порочного круга эгоизма и солипсизма 24, с.405. Алеша выходит в мир старец Зосима говорит перед смертью своему ученику Мыслю о тебе так изыдешь из стен сих, а в миру прибудешь как инок Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь и жизнь благословишь и других благословить заставишь, что важнее всего Таков замысел Достоевского об Алеше предсказания старца должны были исполниться во втором романе.

Достоевский, по мнению Бердяева, верит в искупающую и возрождающую силу страдания. Поэтому жизнь есть искупление вины через страдание 13, с.62, а свобода связана с искуплением.

Свобода привела человека на путь зла. Зло было испытанием свободы. Зло же должно привести к искуплению, которое восстанавливает свободу человека 13, с.62. Христос-Искупитель и есть свобода. Достоевский во всех своих романах проводит человека через этот духовный процесс, через свободу, зло и искупление 13, с.62. Алексей Карамазов проходит этот духовный процесс. Юный человеколюбец сталкивается с атеистом, ученым братом. Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить Полюбить прежде логики и тогда, только я и смысл пойму, говорит он Ивану. Алеша приемлет мир Божий по вере своей, Иван в Бога не верит или принимает его с убийственной насмешливостью, что одно и то же и, прежде чем полюбить мир, хочет понять его смысл.

Для евклидова ума Ивана идея свободы иррациональная тайна словами Бердяева. Бунт евклидова ума против Бога связан с отрицанием, непониманием свободы. Если нет свободы как последней тайны миротворения, то мир этот, с его муками и страданиями, со слезами невинно замученных людей не может быть принят 13, с.56. Не может быть принят и Бог, сотворивший такой ужасный, безобразный мир. Безбожному разуму противопоставляется любовь.

Pro и contra входит в самую душу Алеши, становится его искушением и победой над искушением. Умирает старец ученик ждал прославления учителя, но вместо этого присутствует при его бесславии от гроба почившего исходит тлетворный дух, соблазн охватывает и монахов, и богомольцев соблазняется и твердый в вере реалист Алеша 23, с.537. Алексей Карамазов восстает на Провидение, требует от него справедливости, его бунт отзвук бунта Ивана. Но не чудес ему нужно было, объясняет автор, а лишь высшей справедливости, которая была, по верованию его нарушена и чем так жестко и внезапно было поражено сердце его Ну и пусть бы не было чудес вовсе, пусть бы ничего не объявилось чудного и не оправдалось немедленно ожидаемое, но зачем же объявилось бесславие, зачем попустился позор, зачем это поспешное тление, предопределившееся естество Где же Провидение и перст его К чему сокрыло оно свой перст в самую нужную минуту думал Алеша и как бы само захотело подчинить себя слепым, немым, безжалостным законам естественным.

В этом, по словам Вяч. Иванова, недолгом, но страшном люциферическом бунте 18, с.321 заключается познание зла Алешей.

В то же самое время, душа юного человеколюбца стремиться к Богу и Его добру, веря в Него незыблемо 21, с.194. Поэтому, Иван Карамазов, заметивший, что его брат твердо стоит, завел с ним разговор о своем бунте против Бога, пояснив ему, что я, может быть, себя хотел бы исцелить тобою 21, с.194. Старец Зосима и Алеша изображены Достоевским как люди, которые познали зло и пришли к высшему состоянию, пишет Бердяев 13, с.63. Высшее состояние заключается в соприкосновении, близости с горним.

Еще среди несовершенного настоящего Алеша, русский инок уже явно отмечен совершенным будущим 20, с.174. На пороге этого будущего дух инока возбужден до степени восторга, близкого к молитвенному экстазу исихастов 20, с.174 такого состояние Алеши в главе Кана Галилейская.

Алексей Карамазов в своем религиозно-мистическом прозрении подходит к ощущению мира иного, который есть духовно существующее Царство Божие. Изображенное в главе Кана Галилейская перекликается с описанием преображения Господня. О преображении в Новом Завете повествуется в трех Евангелиях от Матфея 171 9, от Марка 92 8, от Луки 928 36. Во всех случаях, бывшие с Иисусом ученики Петр, Иаков и Иоанн испытывали восторг хорошо нам здесь быть, страх Марк 96, испуг Матф 176. Страх при явлении Божием испытывал Савл, Моисей черта эта типична.

Он страшен величием своим, высотою своею 1, с.394. Апостол Петр не знал, что говорил Лука 933 или не знал, что сказать Марк 96. Подобное состояние восторга переживал Алеша Что-то горело в сердце Алеши, что-то наполнило его вдруг до боли, слезы восторга рвались из души его 1, с.395. Испытывал страх А видишь ли Солнце наше, видишь ли ты Его Боюсь не смею глядеть 1, с.394. Одно из значений преображения утверждение веры в апостолах 16, с.475, а так же доказательство божественности Христа, что дает уверенность, силу в служении Ему см. II Петра 1114 18. Испытав неизведанный дотоле восторг, А. Карамазов с каждым мгновение чувствовал явно и как бы осязательно, как что-то твердое и незыблемое, как этот свод небесный сходило в душу его Пал на землю он слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом Какая-то как бы идея воцарилась в уме его и уже на веки веков 1, с.369. Приготовление к служению в миру завершено вера, высшая идея утвердилась в деятеле уже на веки веков.

Мистический опыт послушника становится источником его духовной энергии, доверия к Богу. Она готова, словами Котельникова, излиться на мир, просветлить его изнутри.

В сложном, глубоком, восторженном состоянии духа Алеши выражена мысль Достоевского, проходящая сквозь всю тему иночества в романе мысль о том, что через иноческий подвиг деятельной, всецелой и всемирный любви восстанавливается единство космического и земного, вечного и временного, единство Бога и человека 20, с.178, что в конечном счете дает роману оптимистичное звучание. По замыслу писателя, А. Карамазов сердцевина целого 1, с.7 не только в композиции романа, но и по отношению к русской действительности.

Действенная любовь Алеши становится основой братства духовного она движение, которое идет от него ко всем. Юный человеколюбец видит свое дело в активных отношениях с братьями Иваном и Дмитрием, со связанными с ними женщинами, с детворой.

Проповедь Алеши проповедь делами. Вся его жизнь служение ближнему. И это роднит Алешу с первыми христианами. Как и они, А. Карамазов стоит на пороге новой эра в истории человечества